21 мая в Музее современного искусства "PERMM" открылась масштабная выставка актуального искусства Украины - "ЯКЩО". Выставка, главным образом, посвящена периоду политически яркому и контрастному - после "оранжевой революции". Удастся ли выставке "преодолеть барьеры" и "зарыть рвы", разъединившие русских и украинцев в борьбе за национальные приоритеты, это вопрос, - но попытка общения состоялась. В рамках проекта его куратор Екатерина Деготь вместе с работами привезла в Пермь и их авторов: участников киевской группы "Р.Э.П.", ("Революционное экспериментальное пространство"), группу "SOSka" и других молодых украинских художников.
Как и следовало ожидать, многие работы "оранжевого" поколения украинского искусства, оказались в крайней степени политизированы и оппозиционны.
Так, например, в работе Стаса Волязловского "Казак Мамай", в образе казака на привале - Ющенко, а кобыла его с одноименной косой - Тимошенко. Под "былинным" сюжетом интернациональная подпись на трех языках: "грв", "руб", "usd", что звучит как претензия к украинской власти, сменившей язык общения следом за сменой своих интересов, преследуемых в трех территориальных зонах.
Текст подписи следующий - "Дорогие друзья! Хотя я и про"…" революцию, мне печалиться некогда, потому что я казак ловкий, на балалайке играю, антиквариат скупаю, цветы к памятникам возлагаю <…> и за вас Богу молюсь".
Крайнюю степень нестабильности жизни в Украине демонстрирует коллаж Анатолия Белова "Баланс" - 2010 год. Люди пытаются сохранить иллюзорный баланс, находясь на неких "Пизанских башнях" из бытовых предметов, основывающихся на абсурдных вещах - консервных банках, термометрах, детских стульях, рыбах.
"Люди приспособились к существующей ситуации, жили, работали, выстраивали очень странные взаимоотношения с представителями власти, договоренности на бытовом уровне, но пришел новый президент, новая власть. Меняется ситуация - все это, конечно же, отразится на каждом гражданине страны. Изменения могут разрушить существующий баланс, часто абсурдный, или сделать его еще более фантосмагорически безумным. Отсюда ощущение неуверенного ожидания", - звучит в комментариях к работе.
Вместе с тем, на выставке представлены работы - хоть и абсолютно самобытные, но при этом аутентичные не только для Украины, но и для России. Так, например, серия работ Андрея Сагайдаковского на домотканых половиках и настенных коврах, на обратной стороне которых маслом запечатлены вечные обращения из советского детства - "Смотри под ноги", "Далеко в воду не заходи", "Держи ноги в тепле". Работы представляют собой изнанку человеческого сознания, оставленную один на один с жестоким современным миром.
Серия иконоподобных комиксов про шахтеров также имеет абсолютно камертонный характер для Российского настоящего. В центре работ - герой, который является некой метафорой огромной черепахи, на которой зиждется благополучное "завтра" страны. Однако, жизнь этих миллионов заводских "муравьев" настолько однообразна и рефлексивно бессмысленна, что центральным ежегодным событием становится день шахтера - металлурга, нефтяника, калийщика. А более локальными и абсолютно идиотическими - "теле-шоу", "отпуск", "Жуля служи", "день получки", "ты меня уважаешь", "на огород". Еще одна работа на, пожалуй, одну из самых актуальных тем в российской медиа-повестке - тему милиции. Тему эту поднял Никита Кадан инсталляцией "Процедурная комната" - это сувенирные тарелки, на которых изображены сцены пыток в стиле инструкций из советских медицинских энциклопедий.
Как заявил Никита Кадан, с помощью такого инструкционного характера изображения, ответственность проецируется на зрителя. "Проходя мимо здания милиции, зная, что там проходят пытки, таким образом, гражданин безмолвно одобряет это" - отметил Кадан.
Работа провоцирует зрителя и ставит его перед выбором - готов ли ты к тому, что твоя жизнь будет проходить по такому инструктажу. Кадан ставит вопрос о легитимности карательного права милиции, которое ошибочно воспринимается обществом в сакральном контексте.
В этом смысле выставка "ЯКЩО" не является очередной попыткой культивировать диалог на абстрактные "братко-славянские" темы. "ЯКЩО" представляется абсолютно конструктивным взглядом на актуальные, во многом общие с Россией, проблемы.
Дмитрий Копанцев |