НОВОСТИ
ВИДЕО
ФОТО
 
Назад | на Главную
Шок по-украински

Никогда не предугадаешь, какие эмоции и ощущения вызовет очередная экспозиция в Музее современного искусства PERMM. Но то, что это будет ново и незабываемо, знаешь наверняка.

 


Вот и масштабная выставка нашего соседа - Украины "ЯКЩО/ЕСЛИ/IF", плотно заполнившая собой широкое пространство музея, полна идей, смелых, неожиданных решений, иронии, провокации, которая бьёт прямо с порога. Имеется в виду работа Ивана Семесюка "Воля, или Пусть все идут на х**", где изображён портрет Нестора Махно. "Художник - жлобист", как называет себя автор, удовлетворяет потребности "широкой некультурной массы" в визуальных образах. Зритель мгновенно попадает в рискованную игру авторского воображения на грани фола, абсурда и профессионального мастерства, умело вскрывающего проблемы общества.


В основной части выставки показывается около ста работ тридцати авторов. Работы сгруппированы по разделам: "Майдан" (политическое искусство и искусство в общественном пространстве), "Дивокрай" (критическая рефлексия официальной идеи национальной идентичности), "Фантомы" (визионерская живопись) и "Мечтатели" (искусство о социально-эмоциональном фоне сегодняшней Украины). Поднявшись на второй этаж, попадаешь в "Историю". Этот раздел выставки представляет контекст 1980-х - 1990-х годов, в котором воспитывались современные украинские художники.


Главным образом выставка демонстрирует искусство нового поколения украинских художников, катализатором формирования которого стала Оранжевая революция. Отсюда и особое настроение - оно выражает ситуацию в стране, противоречивую, полную обещаний, надежд, разочарований, всплесков протестной и творческой энергии. Разумеется, художники не обошли вниманием и тему конфликта между Украиной и Россией. Немножко по-гоголевски (вспоминаются и два поссорившихся соседа, и летающие вареники) обыгрывается "русская военная угроза" в видеопроспекции "Побережье" Николая Ридного. Солнечный день на Крымском побережье, видны загорелые спины сидящих рыбаков, идиллию прерывает звук реактивных самолётов, вслед за чем на землю шлепаются медузы вместо бомб.


В отличие от австрийских школьников, которые на вопрос "что ты знаешь об Украине", как один отвечают по-английски "I don't now", русские посетители узнают в работах знакомые темы, образы, концепты. Шахтеры и балет - лучшие, патентованные бренды советского прошлого. Эти два абсолютно антагонистических явления и пренеожиданным образом сочетаются в шокирующей фотосерии Арсена Савадова, где мужики-шахтёры, перемазанные, потные, с касками и респираторами, - в натянутых балетных пачках.


К шахтёрской теме обратился и молодой художник из Донбасса Роман Минин. На его холстах сплетаются религиозные сюжеты спасения и приметы горняцкого быта. По словам автора, с каждой новой выставкой, новой серией работ он стремится предложить людям тот угол зрения, под которым нужно смотреть на людей этой профессии, чтобы сквозь бытовые реалии открылся сакральный смысл и торжество подвига, который совершают шахтёры каждый день, сами о том и не задумываясь. Роман возвёл труд шахтёра в иконографический символ. И это не ерничество, похоже, что это действительно поиск искренности в глубине сердца в каждом из нас.


Большинство представленных экспонатов глубоко ироничны. Но зачастую эта ирония в работах молодых украинских художников звучит и горько, и болезненно, и, разумеется, она порождена далеко не только лишь сугубо украинскими проблемами. Страхи и ужасы коллективного бессознательного, скрытые под маской мнимого благополучия, обезличивание и отчуждение индивидуального в агрессивном медиапотоке, форматирующем сознание - многие из тем, поднятых участниками выставки, имеют постоянную "прописку" в современном искусстве. Во всей выставке ощущается какое-то нагнетание безмолвного страха, который взрывается охрипшими голосами эмо-подростков: "Никому не верю!", "Что будет завтра?"... Это тип современных людей, чья индивидуальность скрыта под принадлежностью к субкультуре - авторская метафора перманентного этапа существования социума. Надрывающиеся вопли заставляют оторваться от жуткого портрета младенца без глаз. По признанию художника Никиты Кадана, автора серии анти-полицейских сюжетов на декоративных тарелках, выставка рассчитана на подготовленного зрителя, отдающего себе отчёт в том, на что он идёт.


Интересно не только знакомиться с представленными экспонатами, но и наблюдать за тем, как постепенно, от выставки к выставке раскрепощается наше пермское общество. Посетитель уже не спешит стыдливо или с показным возмущением отвернуться от "неприятного" объекта. Напротив, заказывает экскурсию, изучает, осмысливает.


 


Анастасия Котельникова


 

 
© 2008 — 2013 WWW.ART59.RU
Галерея | Антиквариат | Новости и события | Выставки | Авторы | Интервью | Фотографии | Журнал Перми | Конкурсы

При использовании материалов указание источника www.art59.ru и гиперссылка на http://www.art59.ru/ обязательны.
Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам.