29, 30 и 31 октября Пермский академический Театр-Театр, премьера спектакля "Дядюшкин сон" по повести Ф. М. Достоевского. Постановка – Борис Мильграм Инсценировка – Эдуард Бояков Режиссер, художник – Филипп Григорьян Художник по костюмам – Галя Солодовникова
История о том, как "первая дама в Мордасове", пользуясь слабоумием престарелого князя, пытается выдать за него свою дочь Зину. Презрительно-безразличные представители провинциального сообщества приходят в боевую готовность: не позволим "светской львице" заполучить столь выгодную партию! Дело осложняется тем, что Зина помолвлена с молодым преподавателем с обостренным понятием чести и расстроенными нервами. Водевильный, полушутливый тон ранней повести Достоевского был всегда актуальным для сценического воплощения. Но постановщик спектакля Борис Мильграм решил взглянуть на "Дядюшкин сон" серьезным и предвзятым взглядом. Сверхидея нынешней постановки - комедия положений способна быть произведением современного искусства, а оперетта может оказаться трагическим жанром. Борис Мильграм пригласил к работе над спектаклем Филиппа Григорьяна (постановщик спектакля "Чукчи" в театре "Сцена-Молот", выступает как художник и сорежиссер) и Эдуарда Боякова (арт-директор театра "Сцена-Молот", соавтор инсценировки, исполнительный продюсер). Главные роли исполнят Ирина Максимкина и Анна Сырчикова.
О создателях:
Борис Мильграм В 1987 году создал в Перми Новый молодежный театр. В 1989 году окончил ГИТИС, курс Анатолия Васильева. Работал режиссером в театре им. Моссовета, в Московском театре эстрады, в театре "Школа современной пьесы". Одним из первых стал осваивать коммерческую антрепризу, создав целый ряд ярких спектаклей, отмеченных прессой и театральной общественностью. Преподавал в ГИТИСе, во ВГИКе. В Пермском академическом театре драмы (затем Театре-Театре) поставил следующие спектакли: "Чайка", "Варвары", "Доктор Живаго", "Нельская башня", "Антракт", "Жизнь Человека".
Эдуард Бояков Театральный, музыкальный и кинопродюсер, художественный руководитель театра "Практика" и арт-директор театра "Сцена-Молот". Создатель фестиваля "Золотая Маска", Московского Пасхального фестиваля (совместно с Валерием Гергиевым), соучредитель фестиваля современной пьесы "Новая драма", художественный руководитель фестиваля театра для детей "Большая Перемена", директор фестиваля театра и кино о современности "Текстура". Продюсер, постановщик и участник более двадцати спектаклей в таких театрах, как: МХТ им. А. П. Чехова, Мариинский театр, Большой театр, Центр им. Вс. Мейерхольда, Метрополитен-опера, Линкольн-центр, Лондонская филармония. Лауреат премии им. С. П. Дягилева, член правления Института культурной политики.
Филипп Григорьян Режиссер, актер, художник, экспериментирующий с междисциплинарным пространством. С детства готовился быть художником, но поступил на актерский факультет в Театральное училище имени Б. В. Щукина. Играл в театре им. Евг. Вахтангова, откуда ушел в 2001 году. Закончив аспирантуру по классу актерского мастерства, начинает преподавать. Разрабатывает свой творческий метод, в котором делается акцент на использовании внимания актера. Результатом поиска становятся несколько невербальных спектаклей, созданных с привлечением прогрессивных деятелей электронной музыки и современного танца. В Перми известен как режиссер спектакля "Чукчи" по пьесе Павла Пряжко в театре "Сцена-Молот" (2009) и художник спектакля "Агата возвращается домой" ("Сцена-Молот", 2009).
О повести "Дядюшкин сон": По мат. "А.В. Архипова. Комментарии: Ф.М. Достоевский. Дядюшкин сон":
Впервые опубликовано в журнале "Русское слово" в 1859 году. Повесть, написанная в Семипалатинске, оказалась первым произведением, с которым Достоевский "явился публике" после десятилетнего перерыва, вызванного арестом и пребыванием в тюрьме и на каторге. … В "Дядюшкином сне" во многом сказался личный опыт семипалатинской жизни. Знакомство Достоевского с бытом и нравами русской провинции воплотилось в изображении Мордасова и мордасовского общества. … Основной сюжетный мотив повести — появление неожиданного столичного гостя в провинциальном городе, вызванный этим переполох и борьба "партий" — перекликается с фабулой "Ревизора" и "Мертвых душ". … Главное же — в "Дядюшкином сне" впервые у Достоевского возникает образ повествователя, провинциального хроникера, отличного от автора. Именно в этом произведении Достоевский впервые показал русскую провинцию, а сюжет произведения построил на основе события, вызвавшего общественный скандал и возмутившего ход тихой и ничем не примечательной жизни. Изображение провинциального скандала, большого общественного потрясения, но уже не комического, а трагического характера, стало затем материалом грандиозных романов — "Бесы" и "Братья Карамазовы". В этих же романах, написанных как бы в жанре провинциальной хроники, получил свое дальнейшее развитие и образ рассказчика-хроникера. Несмотря на скептическое отношение Достоевского к вопросу о сценическом воплощении "Дядюшкиного сна", повесть эта рано проникла на сцену, и ее инсценировки неизменно пользовались в театре большим успехом. Впервые спектакль по повести под названием "Очаровательный сон" был поставлен в московском Малом театре уже при жизни Достоевского, в 1878 г. Затем различные инсценировки повести ставились несколько раз в Петербурге и Москве. Множество сценических воплощений "Дядюшкиного сна" было осуществлено в советское время, как на сценах московских и ленинградских, так и периферийных театров. Наибольший резонанс вызвал спектакль МХАТ 1929 г. с Н. П. Хмелевым в роли князя К. и О. Л. Книппер-Чеховой в роли Москалевой.
[Воспроизводится по изданию: Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1988. Т. 2.]
|