В Музее современного искусства PERMM 10 марта открылась выставка знаменитой российской арт-группы AES+F "Пир Трималхиона". Мотивом к созданию видеоинсталляции и серии фотоколлажей послужила глава из романа "Сатирикон" Гая Петрония Арбитра - со времен римского императора Нерона имя Трималхиона стало символом роскоши, богатства, непомерного гурманства и разнузданных удовольствий.
Инсталляция выполнена в духе иронического эпоса, о чем повествует кураторский текст на стенде у входа. Остановимся, прочтем. Пройдем в первый зал.
На масштабных цифровых "фресках" перед нами развертывается модель виртуального Эдема. Рай воплощён в совокупном образе идеального отеля и его гостей - в основном представителей "Золотого Миллиарда", а также обслуживающего персонала - обитателей остальной части мира. Этим объясняется расовое многообразие: тут вам и азиатки, и славянки, и чернокожие. Подобно патрициям и рабам во время празднования Сатурний гости и слуги отеля меняются ролями, воплощая свои прихотливые фантазии. Все фантазии, как и полагается элите мира сего, на околосексуальную тему: томные вызывающие взгляды, откровенные позы, страстные объятия. Клюшки для гольфа, высокомерие, красная губная помада и белоснежные одежды как атрибуты превосходства - обязательны. Роскошь и яркость экспозиции AES+F создают неожиданный контраст по сравнению с тем, что мы видели прежде: c "Русским бедным" - действительно, бедным, проектами фестиваля "Живая Пермь", где ценится творческий подход к материалу, а не совершенство форм. Новый проект музея PERMM соединяет эстетику античных фресок и современного гламура. Кстати, "гламурные" интонации в творчество AES (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский) привнес F - фотограф Владимир Фридкес, профессионал глянцевой съемки, который до сотрудничества с арт-группой работал в модных журналах. По технике изготовления "Пир Трималхиона" - в высшей степени гламурный фотоколлаж. Фотографии не претендуют на правдоподобие, здесь уместны и высокий контраст изображения, и неправильные тени, и неживые лица. Второй зал выставки - этажом выше. Витиеватые резные перила и услужливые манекены в лестничных пролётах не дают забыть о том, где мы находимся. Это же Пир. Индейские перья отлично сочетаются с красными лампасами и чёрными пиджаками. Гладкие женские головки - всегда в моде. Правда, костюмы для манекенов можно было найти поприличнее, светского лоску в них явно не хватает. Видеоряд в затемненной комнате повторяет в движении то действо, которое было запечатлено на фотоколлажах внизу. Начинаешь чувствовать какой-то зомбирующий эффект от медленно повторяющихся движений, размеренных покачиваний в такт, плавных смен кадров. Огромные экраны образуют полукруг, поэтому, вальяжно улегшись на удобных пуфах в центре зала, вы можете попробовать впасть в транс и почувствовать себя частью пирующей богемы. А можете остаться трезвым наблюдателем происходящих событий. Какие же события разворачиваются на экране? Сытая, роскошная жизнь в дорогом отеле кажется бесконечной, мучительно долгой. Никто никуда не спешит - время здесь остановилось и герои "гостят" в отеле на острове бессрочно. Эмоции, страсти, чувство тревоги достигнутому совершенству чужды, они тут лишние. Непреходящее наслаждение, как общий сон, объединяет героев, и чувство нарастающей катастрофы оседает лишь в сознании зрителей. Музыкальное сопровождение, ремиксы композиций Баха и Бетховена усиливают все более ощутимый саспенс. Наше зрение убаюкивают образы сладкой жизни: безупречная молодость, прекрасная старость, все удовольствия мира, сытость и покой. Каждый ли заметит в потоке неги и наслаждения с угрозой занесенные клюшки для игры в гольф, черные платки шахидок, тело убитого ребенка? Заметив это, в раз просыпаешься. Стоп. Окруживший нас медиа-рай - чудовищный обман, грандиозная иллюзия благополучного мира. Премьера 9-ти канальной видеоинсталляции "Пир Трималхиона" состоялась в 2009 году на 53-й Венецианской Биеннале в рамках проекта "Бескорыстная любовь". Затем "Пир" стал одним из основных проектов на 17-й Сиднейской Биеннале. Год спустя в Центре современной культуры "Гараж" эту выставку увидела Москва. Теперь Пермь - в Музее современного искусства "Пир Трималхиона" продлится до 22 мая.
Яна Мелкозернова, студентка специальности "Журналистика" ПГУ
|