НОВОСТИ
ВИДЕО
ФОТО
 
Назад | на Главную
"РАЙ ВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ"

В музее PERMM экспонируется видеоинсталляция "Пир Трималхиона" арт-группы AES+F. На девяти больших экранах сменяют друг друга картины роскошной жизни. Люди в этом мире глянца делятся на господ и слуг, но деление это условно - они с легкостью меняются ролями. И те и другие находятся во власти порочных удовольствий. Их совместные оргии происходят в ультрасовременном отеле, который с одинаковой долей вероятности можно назвать и раем, и адом.

 

Широкую международную известность творчество AES+F получило после участия группы в Венецианской биеннале. Возможность по-разному интерпретировать отдельные детали часто придает проектам AES+F оттенок скандальности. Знаменитый "Исламский проект", созданный в 1996 году и изначально воспринимавшийся неоднозначно, после трагедии 11 сентября был фактически признан неполиткорректным. Во многом благодаря подзаголовку "Свидетели будущего". В "Лесном царе" некоторые усматривали намек на педофилию. "Пир Трималхиона" пока не уличен ни в чем подобном. Но некоторые предпосылки для этого есть. Представители исламского мира на картинах присутствуют. И трактовать их позы и движения можно весьма разнообразно. К тому же "Пир" пронизан аллюзиями на различные религиозные сюжеты, которые всегда были плодородной почвой для различных обвинений. В "Пире Трималхиона" фигурирует, к примеру, рыжеволосый молодой человек, явно играющий в эдеме временного пребывания роль Христа.


Сложно предположить, сколько раз нужно пересмотреть инсталляцию, чтобы раскрыть все смыслы и связи, заложенные авторами, но основная идея - скомпрометировать китч, возведя его в превосходную степень, по принципу "клин клином вышибают" - понятна сразу. Современный мир глянца воспроизведен AES+F с потрясающей точностью.


Современность в "Пире Трималхиона" тесно переплетается с древностью. Художники предлагают нам свою интерпретацию части романа Петрония Арбитра "Сатирикон", написанного в начале 60-х годов н.э. Трималхион - разбогатевший вольноотпущенник. Автор изображает его уродливым внешне и внутренне безграмотным стариком. Раб в недалеком прошлом, он стремится придать своей жизни блеск, устраивая грандиозные пиршества.


Люди, застывшие в предвкушении развратного блаженства, идеальны до бесчеловечности. Разнообразные развлечения перетекают одно в другое, движение не прекращается ни на секунду, но оно лишено всякого смысла. Блеск настолько ярок и всепоглощающ, что перерастает в пресность и однообразность. Пресность становится в некоторой степени и качеством самой инсталляции: в потоке завораживающего видео теряешься, не зная на чем остановить взгляд. Трудно найти центральный образ, который стал бы апогеем для происходящего на экране.


Возможно, это издержки коллективного метода работы арт-группы, где все участники одинаково профессиональны и амбициозны. AES+F не отождествляют себя с культурой какой-то конкретной страны. Их проекты создаются и существуют в общекультурном пространстве. Проблематика их творчества носит глобальный характер. Смутная угроза, притаившаяся за внешним благополучием участников "Пира Трималхиона", нависает над всем современным обществом. И художники говорят или, судя по "Исламскому проекту", предупреждают об этом унифицированным языком гламурных журналов.


Каким бы ультрасовременным не было произведение, оно не может быть оторвано от традиции. AES+F удается сохранять эту связь. Искусствоведы отмечают, что почти каждый кадр видеоинсталляции является современным переложением всемирно известных художественных произведений. Вполне правомерно сравнение творчества AES+F, например, с работами "малых голландцев". Их картины объединяет грациозная тонкость и отточенность форм, выразительность небольших деталей, яркость световых и цветовых нюансов и трагически неразрывная связь между героями и интерьером.


Кристина Суворова, студентка специальности "Журналистика" ПГУ

 

 
© 2008 — 2013 WWW.ART59.RU
Галерея | Антиквариат | Новости и события | Выставки | Авторы | Интервью | Фотографии | Журнал Перми | Конкурсы

При использовании материалов указание источника www.art59.ru и гиперссылка на http://www.art59.ru/ обязательны.
Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам.