НОВОСТИ
ВИДЕО
ФОТО
 
Назад | на Главную
"Тревожный пир"
Видеоинсталляция "Пир Трималхиона" AES+F известна миру уже почти три года – ее премьера состоялась на Венецианской биеннале в 2009. Пермяки, вслед за жителями Москвы и Санкт-Петербурга, имеют шанс познакомиться с произведением знаменитой арт-группы в Музее современного искусства PERMM до 22 мая.  

Название выставки отсылает к роману "Сатирикон" Гая Петрония Арбитра, древнеримского писателя. Трималхион, чье имя означает "трижды противный", -  бывший раб, вольноотпущенник, нувориш, дающий многодневные пиры в своем дворце. Используя этот сюжет, AES+F поселили своих героев не во дворце времен Нерона, а в роскошном современном отеле. Гости отеля - "господа" - праздно проводят время, пьют, едят, играют в теннис и гольф. Слуги – выходцы из Азии, Африки, Латинской Америки – ублажают господ. Нет, это не бал у Воланда – пирующие не преступники, да и чувство трагической неприкаянности им чуждо. Здесь нет отчаянья, нет страстей. Непрерывные оргии – всего лишь средство утоления скуки. Люди на масштабных полотнах–фотоколлажах больше похожи на манекенов, у которых нет ни чувств, ни страхов. Но это и не заигравшиеся "мечтатели" из фильма Бертолуччи, которые хотя бы замечали то, что происходит вокруг. Праздные гости Трималхиона не видят даже друг друга. На втором этаже музея – девятиканальная видеоинсталляция, на которой участники пира, как заведенные, повторяют одни и те же движения. Сближаются друг с другом и снова отдаляются... Бокалы с вином раз за разом разбиваются и вновь становятся целыми... Время остановилось, движения бесконечны и безостановочны в ритуальной цикличности - в ней нет конца, финала, смерти. Но этот "глянцевый" безупречный рай порождает в зрителе чувство тревоги.

Сразу различить источник скрытой угрозы в безжизненном, гламурно нереальном мире непросто. А меж тем ощущение грядущей катастрофы витает в воздухе. Атмосферу нагнетает и музыкальное сопровождение: "темные" аранжировки Моцарта и Бетховена вторят происходящему на экране – в них нет кульминаций, фрагменты повторяются вновь и вновь. И ты бродишь по залам, пытаешься понять, что именно вызывает тревогу, что заставляет прислушиваться к звукам и всматриваться в богатые интерьеры и идеальные линии... Постепенно, отрешившись взглядом от томительного блеска, начинаешь замечать признаки распада. Сначала - убитый ребенок, до которого праздно пирующим нет никакого дела. Потом - мусульманки в пугающе черных одеждах. В их руках - клюшки для гольфа, уже занесенные над нашими головами. А еще этот рыжий юноша, склонившейся под тяжестью доски для серфинга, будто под тяжестью креста. Что это - новые люди спустя два тысячелетия ведут нового Христа на новую Голгофу? Только рыжий юноша – такой же манекен, как все. И мученический подвиг его предшественника воспроизводится здесь в череде игровых имитаций.

Ритуально-игровая природа современной цивилизации, иллюзорное благополучие общества потребления – можно и так обозначить проблематику выставки. Арт-группа AES+F в своих работах никогда не упускает случая обратить внимание общественности на серьезные мировые проблемы. Например, в "Исламском Проекте" художники воплотили страх западной цивилизации перед угрозой мусульманского мира, а "Лесной царь" поднимает волнующую тему незащищенного детства.

Говоря о творчестве AES+F (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский, Владимир Фридкес), критики обычно отмечают "взлом" гламурной эстетики, производимый авторами. Их объектам присущи и доведенная до предела, гипертрофированная эстетичность и холодная отчужденность. Но глянец в их искусстве – отнюдь не виртуально-рекламная модель мира, а инструмент описания мира реального. "Сильное высказывание" становится "слабым". Это излюбленный прием AES+F.

Их практика гармонично вписывается в международный арт-мейнстрим. То, что создают эти люди, нельзя назвать русской экзотикой, т.е. той диковинкой, которую обычно ждут от наших художников. Высокотехнологичные, качественно исполненные работы AES+F поднимают глобальную проблематику и напрямую взаимодействуют с мировым культурным процессом, - а именно это сегодня востребовано международным экспертным сообществом.  

Что видел пермский зритель в Музее современного искусства до "Пира Трималхиона"? "Русское бедное", "Евангельский проект", "Московский концептуализм"… Чтобы понять, что актуальное искусство не ограничивается дворцом из картона и скотча, посетить выставку "Пир Трималхиона" просто необходимо. Делаем акцент на слове "выставка", на самом пиру задерживаться не стоит, сами понимаете.

Екатерина Сабирова, студентка специальности "Журналистика" ПГУ
 

 
© 2008 — 2013 WWW.ART59.RU
Галерея | Антиквариат | Новости и события | Выставки | Авторы | Интервью | Фотографии | Журнал Перми | Конкурсы

При использовании материалов указание источника www.art59.ru и гиперссылка на http://www.art59.ru/ обязательны.
Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам.