НОВОСТИ
ВИДЕО
ФОТО
 
Назад | на Главную
Экспертный Совет по монументальному искусству Урала и Западной Сибири
Создан Экспертный Совет по монументальному искусству Урала и Западной Сибири. В Совет вошли более тридцати деятелей культурного пространства Большого Урала: архитекторов, историков, искусствоведов и скульпторов из Москвы, Свердловской, Челябинской, Тюменской, Курганской областей, Пермского края и Республики Башкортостан, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов.

Несколько раз в год Совет будет собираться для обсуждения проблем развития отечественного монументального и монументально-декоративного искусства, выработки практических рекомендаций, способствующих его развитию и обеспечению высокого художественного уровня создаваемых произведений, а так же рассмотрения конкретных вопросов, связанных с созданием комплексных архитектурно-художественных проектов, ансамблей и отдельных произведений монументально-декоративного искусства.


Совет был создан летом 2009 года по инициативе нескольких организаций, в том числе Российской академии художеств, Уральского отделения Российской академии наук, Уральского отделения Российской академии архитектуры и строительных наук и Уральского государственного университет им. М. Горького, Уральской государственной архитектурно-художественной академии, творческо-производственного объединения "Екатеринбургский художественный фонд" и др. Совет является независимой общественной организацией, в состав которой не могут быть включены действующие работники исполнительных и законодательных органов государственной и муниципальной власти. Принципами работы Совета являются свобода выражения мнений, максимальная открытость, доступность и широкое привлечение средств массовой информации к освещению его работы. Председателем Совета избран профессор факультета искусствоведения Уральского Государственного университета, Действительный член Российской академии художеств, Член Международной ассоциации художественных критиков при ЮНЕСКО Сергей Васильевич Голынец. Первым заместителем Председателя стал Генеральный директор Творческо-производственного объединения Екатеринбургский художественный фонд Сергей Валентинович Титлинов. От Пермского края в состав Совета вошли директор Пермской художественной галереи, Заслуженный работник культуры РФ, член Совета по культуре при главе администрации г. Перми Надежда Владимировна Беляева, заведующий сектором западно-европейского искусства Пермской государственной художественной галереи Игорь Николаевич Мартынов и директора ГК УК Пермский краевой киноцентр "Пермкино" Павел Анатольевич Печёнкин.


1 октября в Екатеринбургском художественном фонде прошло первое заседание Экспертного Совета по монументальному искусству Урала и Западной Сибири. В ходе него были обсуждены тенденции развития отечественного монументального искусства, определены направления работы Совета, высказаны мнения о методах работы вновь созданной организации с органами власти, общественными организациями и средствами массовой информации. Участники заседания выразили уверенность, что всесторонний анализ ситуации, конструктивный диалог всех заинтересованных сторон и взвешенные оценки, позволят, создавая новые монументальные произведения, добиться сохранения, в городах региона, их исторических и культурных традиций, сделать городскую среду более гармоничной.



Виктория Мкртчян


Список участников Совета

    Президиум Совета


  1. Голынец С.В - Председатель Совета. Профессор факультета искусствоведения Уральского Государственного университета, кандидат искусствоведения, Действительный член Российской академии художеств, Член Международной ассоциации художественных критиков при ЮНЕСКО.
  2. Айнутдинов С.С. - Председатель Екатеринбургского отделения Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России", Член Правления Уральского отделения Союза кинематографистов России.
  3. Белянкин Г.И. - Председатель Президиума Уральского отделения Российской академии архитектуры и строительных наук, Действительный член Российской академии архитектуры и строительных наук, Народный архитектор СССР, Член Центрального градостроительного Совета России.
  4. Галеева Т.А. - Декан факультета искусствоведения и культурологи ГОУ ВПО Уральский государственный университет им. М. Горького, кандидат искусствоведения, доцент.
  5. Манькова И.Л. - Ученый секретарь Института Истории и археологии УрРО РАН, кандидат исторических наук, доцент.
  6. Медведев А.Ф. - главный архитектор Уральского Научно-исследовательского Института Академии коммунального хозяйства, член Градостроительного совета Ханты-Мансийского автономного округа, Член Правления Свердловского отделения Союза архитекторов России.
  7. Пузаков Л.В. - Заведующий кафедрой декоративно-прикладного искусства ГОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия", доцент.
  8. Титлинов С.В. - Первый заместитель Председателя Совета, Генеральный директор "Творческо-производственное объединение Екатеринбургский художественный фонд".
  9.  


    Члены Совета


    Свердловская область

  10. Алексеев В. В. - директор Института истории и археологии УрО РАН, доктор исторических наук, Действительный член Российской академии наук, профессор.
  11. Алексеев Е. П. - доцент Кафедры истории искусств факультета культурологи Уральского государственного университета, кандидат искусствоведения.
  12. Блинов В. А. - профессор Уральской государственной архитектурно-художественной академии, кандидат технических наук, Заслуженный работник высшей школы.
  13. Голынец Г. В. - профессор кафедры истории искусств факультета искусствоведения и культурологи Уральского государственного университета, кандидат искусствоведения.
  14. Долгов А. В. - директору Института УранНИПпроект РААСН, кандидат архитектуры, профессор, Советник РААСН, Почетный архитектор России.
  15. Закс Л. А. - ректор Уральского гуманитарного университета, доктор философских наук, профессор, Почетный работник высшей школы РФ, эксперт Совета по культуре при полномочном представителе Президента РФ УрФО.
  16. Постников С. П. - директор Екатеринбургского Музея изобразительных искусств, доктор исторических наук, профессор.

  17. Тюменская область

  18. Лесков С. Н. - профессор Тюменского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат архитектуры, Почетный архитектор России, член Правления Тюменского отделения Союза архитекторов России.
  19. Новик А. С. - председатель Правления Тюменского отделения Союза художников России, Заслуженный художник России.
  20. Омельчук А. К. - президент ГТРК "Регион-Тюмень", Заслуженный работник культуры РФ.

  21. Челябинская область

  22. Дидишвили Т. Д. - Заслуженный деятель искусств России.
  23. Трифонова Г. С. - доцент кафедры искусствоведения и культурологи Южно-Уральского государственного университета, ведущий научный сотрудник Челябинской картинной галереи, кандидат исторических наук.

  24. Курганская область

  25. Васильева Ю. А. - учредитель и главный редактор журнала "Очевидец"

  26. Ханты-Мансийский автономный округ

  27. Назанский В. О. - директор Ханты-Мансийской Художественной галереи фонда поколений.
  28. Райшев Г. С. - Народный художник России, член-корреспондент Российской Академии художеств, почётный гражданин Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

  29. Ямало-Ненецкий автономный округ

  30. Гришин С. Е. - директор Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса им. И. С. Шемановского, член Российского комитета международного Совета музеев, член Союза Музеев России.

  31. Пермский край

  32. Беляева Н. В. - директор Пермской художественной галереи, Заслуженный работник культуры РФ, член Совета по культуре при главе администрации г. Перми.
  33. Мартынов И. Н. - заведующий сектором западно-европейского искусства Пермской государственной художественной галереи, кандидат искусствоведения.
  34. Печёнкин П. А. - исполняющий обязанности генерального директора ГК УК Пермский краевой киноцентр "Пермкино", Член правления Союза кинематографистов России.

  35. Республика Башкирия

  36. Краснов С. Б. - председатель Правления Региональной общественной организации "Международная федерация художников" - Творческого союза художников Республики Башкортостан, Действительный член Российской академии художеств, Народный художник республики Башкортостан.
  37. Янбухтина А. Г. - профессор кафедры Декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов Института дизайна и национальной культуры Уфимской государственной академии экономики и сервиса, Заслуженный деятель искусств Башкирии, доктор искусствоведения.

  38. Москва

  39. Красильникова М.В. - секретарь ВТО "Союз художников России" по монументальному искусству, народный художник России, член Экспертного совета Министерства культуры РФ.

Выдержки из стенограммы заседания

г. Екатеринбург 01.10.2009
  1. Выступление Председателя Совета С.В. Голынца: "О целях создания и задачах Экспертного Совета по монументальному искусству Урала и Западной Сибири".

    "…Создание такого Совета сегодня очень актуально. Актуально это в связи с общим состоянием нашего искусства, в связи с состоянием монументального, декоративного искусства. На наших глазах в этом искусстве произошли очень значительные изменения. Как положительные, так и отрицательные.


    Расцвет монументального искусства связан всегда с эпохами, наполненными какими-то высокими идеями - религиозными и социальными. Александр Бенуа в начале 20 века говорил о том, что сейчас не надо ставить памятники. Он критиковал те памятники, которые мы сейчас воспринимаем как весьма удачные - памятник Александру III Трубецкого, например. Он говорил, что "не памятниковое" сейчас время. А советское время в смысле монументальной пропаганды воспринималось как "памятниковое". Кое-что в это время действительно было создано значительное. Не будем это перечеркивать. В конце 20 века в монументальном искусстве, в частности в скульптуре, произошли заметные изменения. Скульптура потеряла свою парадность, она стала более человечной, более камерной. А памятник Владимиру Ильичу в Петербурге сменил памятник Чижику на Фонтанке. Это самый популярный памятник, созданный в этот период. Но одними "чижиками", наверное, прожить невозможно. Монументальное искусство должно воспитывать лучшие гуманистические, патриотические чувства. Только бы здесь не впасть в ту крайность, которая была в Советское время! Когда в связи с нашей деятельностью мы будем обращаться к руководителям регионов, руководителям государства, только бы у нас не получилось что-нибудь типа "социалистического реализма".


    Та человечность, которая обретена нашей скульптурой, нашим монументальным искусством важна. Наш Екатеринбургский художественный фонд дал несколько хороших примеров - скульптурный комплекс возле здания старого вокзала, например. Эта камерная основа должна сохраняться. Как пройти между разнообразием, свободой выражения индивидуальных чувств и необходимостью воспитательной основы монументального искусства - задача, которую должен решать наш Совет. Он вряд ли будет когда- нибудь иметь законодательные функции. Мы можем выступать как консультанты, критики. Наша индивидуальная деятельность - критическая и общественная, должна создать нам авторитет, который бы действовал помимо запретов. Я думаю, что наши функции будут расширяться. Если сейчас время еще тоже не совсем "памятниковое", то зрительный образ городов, все равно имеет огромное значение. Может быть не сразу, но мы должны оказывать какое-то влияние и на рекламу. Тем более, что реклама по своим размерам обретает монументальный характер и часто искажает памятники архитектуры. Это уже полностью находится в нашей компетенции…"

  2. Информация Первого заместителя Председателя Совета, Председателя оргкомитета Всероссийского конкурса скульптурных и архитектурных произведений "Наше Отечество" С.В. Титлинова о проведении этого конкурса.

    "…Целью конкурса является выявление лучших скульптурных, монументально-декоративных и архитектурных произведений, в которых наиболее полно раскрываются исторические, культурные, научные, технические, военные и иные достижения и заслуги народов современного Российского государства, которые оказали существенное влияние на развитие и судьбы современной цивилизации. Конкурс проводится под эгидой Совета Федерации, при поддержке Администрации Президента Российской Федерации. Конкурс объявлен 24 сентября 2009 года. Объявление напечатано в газете "Культура". Создан и работает сайт конкурса. От Совета Федерации в адрес субъектов Федерации все письма о конкурсе будут отправлены до 5 октября. Российская академия художеств, Российская академия архитектуры и строительных наук, Министерство обороны приняли решение о вручении специальных дипломов. По рекомендации администрации Президента, оргкомитетом конкурса принято решение об организации в его рамках отдельного молодежного блока. Уже идет регистрация участников конкурса.


    Я встречался с несколькими руководителями субъектов Федерации, которые приняли решение, что не только творческие люди из их региона будут участвовать, это дело частное. Заявляться на конкурс будут сами администрации в лице профильных департаментов и министерств. Уже заявились некоторые департаменты архитектуры. Видимо регионам есть что показать. Итоги конкурса мы будем подводить через 6 месяцев - в марте 2010 года. Мы ведем разговоры о том, чтобы открытие выставки произошло 11 июня 2010 года, накануне Дня России, в Москве. Это будет знаковое культурное событие.


    В этой связи я хотел бы попросить Вас, уважаемые члены Совета, принять на себя еще одну дополнительную обязанность - стать членами жюри конкурса"…

  3. Члены Совета обмениваются мнениями по проблемам современного монументального искусства и городской среды, необходимости разработки рекомендаций для органов государственной и муниципальной, исполнительной и законодательной властей городов и регионов Большого Урала в сфере монументального искусства.

    "…Титлинов С.В. Давайте осудим сегодняшнее состояние монументального искусства, не забирая поля деятельности у градостроительных Советов. В этой связи я предлагаю, прежде всего, обозначить какие проблемы Вы видите, какие проблемы существуют. Мы эти мнения суммируем, подготовим документ предварительный. Сначала вы прислали бы нам что-то дополнительно, а потом мы разослали Вам документ результирующий. И во второй половине ноября мы, возможно, снова собрались бы здесь, в Екатеринбурге и могли бы дальше двигаться вперед. Сергей Васильевич, я попросил бы Вас, как председателя задать еще раз вектор обсуждения.
    Голынец С.В.: У нас действительно есть несколько векторов. Если идет речь об изобразительном искусстве, прежде всего о скульптуре, то у меня возникает некоторая настороженность именно в связи с "диктатом заказчика". Меня настораживает то, что заказываются памятники очень достойным людям - промышленникам, финансистам. Те, кто заказывает, видимо видят себя наследниками этих людей.


    Памятники рабочим и собачкам тоже хорошо, но на Урала и в российском масштабе много и других достойных людей. Мне бы хотелось чтобы появился памятник писателю Ершову, Туржанскому, Денисову-Уральскому, Мамину-Сибиряку и Бажову, которые представлены недостаточно. Чтобы "новые русские" не пытались заказывать памятники своим предшественникам. Им еще до них далеко. Мне бы хотелось, чтобы как можно было больше образов деятелей культуры. Это и есть слава нашего Отечества.


    Было наивно, когда Луначарский разрабатывал проект "Кому пролетариат поставит памятник". А может и не так наивно. Может и нашему Совету стоит, консультируясь с филологами, историками подумать о том, памятникам каким людям нуждается Урал и другие регионы России. Поработать нужно над этим проектом…".


    "…Белянкин Г.И. Председатель Президиума Уральского отделения Российской академии архитектуры и строительных наук, Действительный член Российской академии архитектуры и строительных наук, Народный архитектор СССР, Член Центрального градостроительного Совета России: Нашу историю нужно вспоминать не только по конкретным лицам, хотя с этим нельзя не согласиться. Если мы хотим создавать новое, наш Совет должен в какой-то степени влиять на то, что мы теряем. Мы на глазах теряем историю. Завтра памятники будут бесполезны в каменных джунглях.


    Например, здание первой городской больницы. Это не просто памятник архитектуре, это памятник медицине. Бюсты и баральефы, которые были на зданиях, уничтожаются. Нам необходимо как-то приостановить варварское разрушение нашего города. Я был недавно в Кургане - там так же. Лучше только в Тюмени. Там другое руководство.


    Надо вспоминать людей, которые создавали культуру, но и саму культуру нужно сохранить. Если мы хотим говорить о действенности нашего экспертного Совета, мы должны как-то поднять этот вопрос. Тогда бы мы свою миссию выполнили и нам не было бы стыдно за то, что мы прожили и живем…".


    "…Красильникова М.В. секретарь ВТО "Союз художников России" по монументальному искусству, народный художник России, член Экспертного совета Министерства культуры РФ: Уничтожение культурного наследия происходит по всей стране. Два города у меня вызывают абсолютное отчаяние - это Екатеринбург и Москва. Как уничтожается историческая застройка, как уродуется городская среда. Эти города за последнее время полностью изменили свое лицо и я боюсь, что если так продолжится дальше, то показывать историческую застройку будет невозможно.


    Противостоять этому можно только постоянными выступлениями в прессе, в том числе адресованными инвесторам. Им необходимо объяснить, что уничтожение исторической застройки обесценивает их инвестиции. Одно дело ты строишь в культурно - истрической среде, где ценной является не метр земли, а рядом стоящий купеческий дом.


    В скульптуре все проще. Заказчику понятно, что нужен памятник. Скульптура есть, но нет внутреннего содержания, идеологии, если хотите…".


    "…Лесков С.Н. профессор Тюменского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат архитектуры, Почетный архитектор России, член Правления Тюменского отделения Союза архитекторов России: Градостроители, архитекторы и скульпторы по большому счету продукт того общества, в котором мы живем. Территории городов тоже стали заложниками коммерции и правления текущего администратора. Но города существуют не одну сотню лет. Правление чиновника - секунда в истории. Город - это пласт цивилизации. Если что-то создано на благо ему, оно сохранится. Нет - оно будет уничтожено ходом истории.


    Новая элита не уверена в себе, в государстве. Она пока не нашла вектора движения и не осознала своей ответственности за движение общества, за судьбу следующего поколения, поэтому градостроительство попало под диктат коммерции и администрирования.


    Но мы - градостроители, архитекторы и скульпторы, должны быть ответственны перед потомками. Поэтому я предлагаю Совету выработать какую-то идею, рекомендации для органов власти по развитию городов.


    Когда власти не на что опереться она идет к классике. И возникают курьезы, как в Тюмени со строительством драматического театра. Просто взяли проект Большого Театра, только без коней. Я называю это театром архитектурной драмы. Они решили нас возможности построить что-то новое, найти новый бренд "нового драматического театра", возможности заявить о новом векторе движения. Если вы не знаете, что делать - просто зарезервируйте место.


    Мы должны разработать доктрину, основной подход к оценкам, основой которой станет системность, неспонтанность принятия решений в этой сфере, комплексное формирование городской среды с учетом исторического каркаса городов. Через понимание того, что создан глобальный по потенциалу экспертный совет, мы сможем выработать такие рекомендации для всех уровней.


    Это особенно важно в связи с принятием нового градостроительного кодекса, в котором сказано, что до 1 января 2010 года все города, населенные пункты и субъекты Федерации должны разработать Генеральные планы территорий. Если этого не будет, то выделение земельных участков под новое строительство не разрешается. Все рванули обеспечивать выполнение закона. Понятно, что браку будет много и монументально-художественная составляющая, сохранение исторической зоны, детальная проработка того как строить не ведется.


    А государство, выпустив закон, не подумало о том, что в этих планах должен быть раздел монументально-художественного каркаса того или иного населенного пункта. Есть исторические моменты, которые должны составить каркас, есть исторические личности, которые должны быть увековечены. Это должно быть зафиксировано.


    Все это может быть в наших рекомендациях. …"


    "…Галеева Т.А. Декан факультета искусствоведения и культурологи ГОУ ВПО Уральский государственный университет им. М. Горького, кандидат искусствоведения, доцент: Совет не должен быть карающим, клеймящим органом. Он должен быть трибуной для обсуждения. А добавить ему привлекательности может то, что какие-то заседания Совета можно приглашать Министерство культуры, Управление культуры города и какие-то другие организации, которые занимаются сохранением культурного наследия.


    Сейчас много проектов предлагается в связи с нашим индустриальным наследием, заводскими пространствами, которые трансформируются с помощью искусства, прежде всего современного. Их тоже можно пригласить. То есть наш Экспертный Совет должен быть в большОй степени открыт во внешнюю среду.


    Лесков С.Н.: Я с Вами согласен в том, что сколько бы мы не говорили, если не будет поддержки в административной среде. А что если расширить наше поле и проводить выездные заседания? С главами администраций субъектов Федерации, с мэрами? Мы предлагаем не просто их звать сюда, а с выездом на место. Предварительно, чтобы тематика была того города, региона. Чтобы мы могли изучить его и конкретные рекомендации давать: здесь вы переборщили, здесь нужно поправить, а ту все нормально. Тогда, если мы будем не противостоять, а в помощь идти, будет какой-то результат…."


    "…Титлинов С.В.: Не начав обсуждать, пусть даже широко, мы не сформируем общую мысль. Поэтому я вижу целью сегодняшнего заседания: во-первых, познакомиться, во-вторых понят - как участвовать в работе, какие здесь нужны мысли, как будет происходить работа. Это важный момент для нас самих.


    То, что говорилось, на мой взгляд, можно разделить на две части. Первое - теория, второе-практика. Теория - это анализ ситуации, предложения о том, что нужно делать в этой ситуации. В том числе предложения по монументальному каркасу, историческому каркасу. А практика - это как доносить то, что мы теоретически обосновали: через средства массовой информации, через прямое обращение к руководителям субъектов Федерации, муниципальных образований, как найти способы давления через Министерство регионального развития, Министерство культуры, администрацию Президента.


    Я вижу сейчас задачей в течение достаточно короткого времени собрать мнения. Я прошу вас в течение месяца написать все то, что вы говорили, основные темы. Мы это все соединим, обсудим. Получится теоретический документ, для начала. Его мы еще раз проанализируем, отрежем лишнее - то, что мы уже точно не решим. А потом мы попробуем эту теорию реализовать на практике. Как - определим. Я думаю, что и у Вас, уважаемые коллеги, есть определенные механизмы реализации, донесения до власти.


    Я убежден, что мы должны обозначить власти в наших рекомендациях, что монументальное искусство во взаимодействии со средой, архитектурой, национальной культурой должно развиваться "вот в этом направлении". "На это вы должны расходовать государственные деньги". Пускай оно будет широкое -узкое, разное. Но если государственные деньги, то сюда.


    А можно не государственные? Можно. Но это должны быть только не государственные деньги и они должны быть согласованы на всех Советах и комиссиях.


    Чтобы не было ощущения, что через город прошел Гуливер, из кармана которого выпали оловянные солдатики, рассыпались и что-то завалилось. Этот хаос сейчас присутствует, в том числе и в сохранении среды. Здесь и памятники архитектуры, которых в Екатеринбурге за полгода уничтожено сразу три. Прилюдно. Это тоже вопрос проблемный.


    Мне кажется, если мы начнем работать системно: сначала анализ, потом предложения на основе этого анализа, а затем практика и механизмы реализации, то мы сможем чего-то добиться. Конечно, сначала нас никто не будет слушать. Завтра прислушаются, послезавтра сочтут, что это правильно.


    Лесков С.Н.: Давайте в нашем Совете не столько сохранять, а скорее формировать. Формирование подразумевает, что опираясь на старое, мы двигаемся в новое…."

  4. Подведение итогов. Заключительное слово председателя Совета.

    Голынец С.В.: Мне кажется, что сегодняшний Совет носил конкретный характер. Мы утвердили жюри конкурса. Это наше конкретное дело.


    С другой стороны наш Совет носил разведывательный характер. У нас есть несколько противоречий, которые в работе над этим проектом, мы частично постараемся устранить. Во-первых, наш Совет региональный, но здесь больше екатеринбуржцев. Наверное, и в следующий раз они будут преобладать. Это некоторое противоречие. Решаем мы вопросы Екатеринбурга, региона или общероссийские? Или на материале Екатеринбурга, Урала даем пример другим?


    Другое противоречие: монументальное искусство конечно должно входить в конкретную историческую среду и не только сохранять, но и формировать ее. Но мы не можем брать на себя функции и общества по охране памятников, и института археологии, и общества топонимики и т.д. Мы занимаемся монументальным искусством, учитывая все, что на него влияет. Это тематическое и географическое противоречия, которые мы сейчас не решим.


    Но мы сможем отрегулировать эти противоречия в работе над этим конкретным конкурсом. Будут поступать проекты, которые будут затрагивать конкретную историческую среду, проекты из разных городов России. Опираясь на эти проекты, мы сможем показывать пример нашим уральским властям, где-то наоборот ссылаться на наш опыт…."


  Стенограмму вела секретарь Совета В.А. Мкртчян
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


 
© 2008 — 2013 WWW.ART59.RU
Галерея | Антиквариат | Новости и события | Выставки | Авторы | Интервью | Фотографии | Журнал Перми | Конкурсы

При использовании материалов указание источника www.art59.ru и гиперссылка на http://www.art59.ru/ обязательны.
Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам.