НОВОСТИ
ВИДЕО
ФОТО
 
Назад | на Главную
"Реализм не перестанет быть актуальным, пока существует реальность" Татьяна Нечеухина
Вот уже несколько дней в Доме художника работает выставка "Школа русского реализма" . Там можно увидеть работы самых интересных молодых художников Перми – выпускников и студентов Академии живописи. О том, как чувствуют себя молодые художники в быстроменяющемся пространстве пермской культуры мы поговорили с заведующей кафедрой живописи и композиции Академии, художником Татьяной Нечеухиной .
 

Нечеухина Татьяна Ивановна | art59.ru

 

Выставка "Школа русского реализма" | art59.ru

- Нас раньше обвиняли в том, что на выставках студентов и выпускников Академии сплошной пленер, природа, церкви. Все серое, тихое. Отрыв от жизни. Судя по нынешней выставке, гораздо больше появилось социальных, очень живых работ. Это эпизоды из жизни футбольных фанатов, уличных цыган, бомжей. В общем, очень много улицы. И делать эти жанровые работы не просто.


- А почему ваших студентов так интересуют эти самые тихие церкви, безжизненные пейзажи?


- Дело не в том, что их это интересует. Мы их этому обучаем, это входит в обязательную программу. Ведь прежде чем рисовать что-то яркое, животрепещущее, надо, что называется, попробовать краску. И начинать стоит с более тонких вещей. Но даже сейчас, кода в работах студентов появилось больше цвета и больше живой энергии, их картины все же не флуоресцентны. Они просто стали ярче. Но главное все же не наличие цвета, а внутренняя жизнь.


- Выставка называется "Школа русского реализма". А вообще что такое реализм сегодня? Понимают ли ваши студенты роль реализма в сегодняшней жизни?


- В Академии реализм это, прежде всего, стиль живописи, который существует по своим законам. Это работа с натурой. Роль реализма в сегодняшней жизни? Мне кажется, пока не перестанет существовать реальность, не перестанет существовать и реализм. Что бы ни создавалось внутри contemporary-art, но наше зрение от этого не изменилось. Мы также видим деревья, траву, небо, видим друг друга. Ничего принципиально нового в окружающем мире не произошло: деревья растут из земли, мы такие же, как и сотни лет назад, рога на голове не выросли. Желание видеть такую, а не перевернутую с ног на голову реальность, все равно останется. Так же как и будет жить желание эту реальность рисовать и наполнять ее светом своей души. Казалось бы, так просто. Но это то, что будет жить всегда. Я уверена.


- У вас нет стремления как-то вписаться в меняющуюся среду пермской жизни? Допустим, есть такой фестиваль "Живая Пермь". Там представлены разные направления искусства, в том числе и неакадемическая живопись. Почему бы не сделать на фестивале секцию реалистической академической живописи от ваших студентов?


- В прошлом году нас звали на фестиваль "Живая Пермь". Но в качестве площадок предложили музеи ПГУ и ПГТУ. А места там мало, висят свои экспонаты. Мы должны были вписаться в это и без того тесное пространство. В общем, площадки для нас были очень неудобны, и вообще проходные, можно так сказать, площадки. Мы решили отказаться.


Понимаете, для восприятия реалистических картин нужно удобное пространство, инфраструктура. На улице такие картины не повесишь, если только на несколько часов, да и то неизвестно, чем все кончится. Когда нам предлагают хорошие варианты, мы всегда готовы к сотрудничеству. Например, существует постоянно меняющаяся экспозиция Академии в пермской гимназии им. Дягилева. Делаем специальные проекты для Театра оперы и балета. Каждое лето сотрудничаем с музеем Хохловка, там тоже висят картины наших студентов.


Ведь, с одной стороны, выставку реализма нужно организовать, подобрать место. Где попало это не сделаешь. А с другой стороны, именно в восприятии реализма существует максимальная естественность и простота. Сейчас искусство двигается в сторону развлечения: все время должно происходить какое-то движение, перфомансы, видео-арт, вовлечение зрителя в процесс. А в реализме все просто: человек подходит к картине и видит нечто. Больше ничего не нужно. Что меня радует, наши студенты не стремятся в сторону веселья. Скорее, они пытаются сделать нечто такое, что затронет душу зрителя само по себе, без дополнительных эффектов. Это ведь очень тонкий процесс - восприятие реалистических картин.


- А не было желания организовать выставочную площадку прямо в стенах Академии? Место очень интересное, со своей таинственной внутренней жизнью. Да и здание, опять же, историческое.


- Идея такая была. Но мы ограничены в площадях и используем их по максимуму в учебных целях. Чтобы проводить здесь какие-то выставочные проекты, необходимо, как минимум, нанять смотрителей, охранников, освободить пространство. На все это нужен отдельный бюджет. Если бы местные власти или бизнес нас поддержали, возможно, мы и пригласили бы зрителей в святая святых.


Конечно, по большому счету, нам бы хотелось иметь свой выставочный зал. Тогда мы могли бы гораздо чаще проводить выставки студентов, выставки отдельных курсов, персональные выставки. Ребята бы, начиная курса со второго, привыкали выставляться, показывать себя. Это очень важно для художника. Но, к сожалению, пока у нас нет такой возможности.


- Выставки студентов и выпускников Академии проводятся раз в два года. А где еще можно увидеть работы молодых пермских живописцев из Академии?


- Да, наших студентов специально никто никуда не продвигает. Но мы их также не ограничиваем в возможностях. Информацию о всех фестивалях, готовящихся выставках они получают заранее и мы еще никому ничего не запрещали. Захотят участвовать в "Живой Перми" или в другом подобном проекте - пожалуйста. Наши студенты вполне свободны в плане выбора путей самореализации.


Кроме того, ни одна выставка в Центральном выставочном зале не обходиться без участия студентов и выпускников Академии. Много ребята выставляются и на других площадках. Им и не требуется какое-то особенное протеже. Профессионализм говорит сам за себя, и кураторы замечают и выбирают их работы.


- Сегодня местные власти делают ставку на культуру. Академию они в связи с этим как-то поддерживают?


- В пространстве города мы скорее существуем сами по себе. Но, как я уже сказала, хорошим художникам, может быть, и не нужна особенная поддержка. Их итак заметят. Я, кстати, с гордостью могу сказать, что все наши выпускники - профессионалы. Даже, несмотря на то, что конкурс при поступлении в Академию очень небольшой. Бывали годы, что на семь мест приходило поступать ровно семь человек. И мы брали всех. Это были люди вообще без какой-либо подготовки. Но даже из них мы сделали профессионалов. Многие являются теперь очень интересными и самобытными художниками.


При обучении мы опираемся на традиции, на академизм. Поэтому у наших выпускников отличная школа и, по большому счету, нет конкурентов здесь.


- То есть вы с оптимизмом смотрите на свое настоящее и будущее?


- Да, все мы здесь смотрим на мир не то, что с оптимизмом, я бы сказала, с комсомольским оптимизмом. Потому что, однажды начав заниматься искусством, уже невозможно разлюбить это. Хочется идти все дальше и дальше, постигать все больше и больше. И эта радость не может быть омрачена какими-то внешними процессами. Если ты художник, ты рисуешь, то ты уже счастлив. И как приятно бывает смотреть на наших студентов, которые с каждым годом становятся все оптимистичнее, взгляд у них все спокойнее, рука все увереннее. Они идут по своему пути с радостью, им интересно двигаться вперед. Это главное, что мы можем дать студентам - радость творчества. А то, как сложиться их профессиональная жизнь, зависит от них самих. Но, я считаю, все возможности для этого у них есть.


 


Светлана Долдина


 

 
© 2008 — 2013 WWW.ART59.RU
Галерея | Антиквариат | Новости и события | Выставки | Авторы | Интервью | Фотографии | Журнал Перми | Конкурсы

При использовании материалов указание источника www.art59.ru и гиперссылка на http://www.art59.ru/ обязательны.
Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам.