Из всех видов изобразительного искусства живопись благодаря цвету ближе всех к природе. Однако, исторически не всегда одинаково воспринимался цвет краски. Известно, например, что изначально – более интенсивные: красная и жёлтая, потом синяя и зелёная, а затем лиловая и фиолетовая. Считается, что жители севера воспринимают мир более живописно, чем на юге. В живописи мягкие переходы тонов в природе способствуют развитию красочной наблюдательности художника, чувства общей тональности.
Метаморфозы цвета при переходе из окружающей реальности в мир картинной плоскости подчиняются общим законам и имеют индивидуальное преломление в живописной манере художников.
В творчестве пермского художника Альберта Константиновича Турбина цвет является одним из основных способов передачи мировосприятия как в живописи, так и в графике.
На выставке представлены работы разных лет: с 1970-х по 2010 годы. Палитра художника сохраняет сходство с природой, создавая условный живописный мир многокрасочной реальности. Изучая природу, автор оставляет за собой право сочинять , интерпретировать мотив, переосмысливая цветовые отношения по принципу инструментальной аранжировки.
Его живопись, будучи искусством цветовых и световых отношений, способна выразить диапазон человеческих оттенков души, состояний в природе, предметных связей и характера среды.
Цвет, являясь основным выразительным средством его живописи, используется художником и как изобразительное, и как декоративное начало: на картинах тёмносиние силуэты крон деревьев, серо-голубые тени но земле и т.д. Используя принцип взаимодействия основных и дополнительных цветов (красный – зелёный, синий – оранжевый), он добивается создания настроения, психологического восприятия сюжета. Колорит служит то выявлению декоративных, то экспрессивных задач художника.
В произведениях А. Турбина цвет, сохраняя связь с реальностью, становится элементом живописной фантазии, выполняя эстетические функции. Иногда создаётся впечатление, что он играет с краской, виртуозно и артистично интерпретируя натурный мотив.
В произведении "Пространство и время" художник как бы обозначает лейтмотив своего творчества: время, выраженное в пространстве. Пространство – это и картинная плоскость, и метафора в сюжетно – тематической и образно – пластической форме художественного произведения. Пространство – это и характер мировосприятия на всех этапах творчества, развивающегося на рубеже двух эпох социалистического и постсоветского пространства.
Выставка произведений Альберта Турбина, на наш взгляд, отражает не только мир конкретного художника, но и заставляет задуматься о современном состоянии искусства, о месте художника в социуме нашей эпохи.
А. Жданова
Выставка проходит в помещении Центрального выставочного зала по адресу: Комсомольский пр., 10 Тел.: (342) 212-86-47 Выставка продлится до 20 марта.
|