В одном интервью народный художник Чувашии и заслуженный художник России Виталий Петров на вопрос, почему он не уехал сразу в Чебоксары после окончания Академии, ответил:
- "Боялся, что там мне не разрешат стать художником. Ведь как было тогда в республике? Определялся – гласно или негласно – Самый Лучший Художник, на вершине Пирамиды. Определялись Отличные Художники – чуть хуже. Потом – третьи, исполнители. И так далее. Пирамида. А на вершине Пирамиды – несколько человек, которые имели право войти к начальству, в высшие партийные органы, другие структуры. Я действительно боялся такой системы. Я мог остаться в Ленинграде. Но, так как, в Перми мне уже предоставили квартиру, я уехал в Пермь. Мне хотелось только работать, и не было важно: в Ленинграде я, в Перми или еще где-то". К сожалению, подобные пирамиды так и остались характерным объектом российского пейзажа и сегодня, спустя почти полстолетия. Только теперь на вершине маячит не художник, а простой функционер, не имеющий к искусству никакого отношения. В начале шестидесятых годов, три молодых художника - Глеб Вяткин, Шандор Зихерман и Виталий Петров, ворвались в Пермь стремительно, неожиданно взбудоражив замшелый соцреализм свежим дыханием нового искусства с берегов Невы. Они появились почти одновременно после окончания знаменитой ленинградской "Мухинки". Шестидесятники. По России уже гулял слабый ветер перемен. И художественная жизнь Перми заметно оживилась. Молодая, энергичная, свежая кровь, вливалась в застоявшиеся жилы пермской художественной жизни. Даже книжное издательство обрело новое дыхание. Народ, которому в то время принадлежало искусство, уже начал неодобрительно поглядывать в сторону пермской пирамиды. Естественно, что были созданы все условия, чтобы эта троица покинула пределы Перми. Последнее обстоятельство пошло на пользу этим художникам (что, однако, нельзя сказать о нашем городе). Они стали маститыми и знаменитыми на оба полушария нашей планеты. Работы Шандора Зихермана есть в Эрмитаже и еще более чем в двадцати музеях Европы. - "К слову, в свое время, меня хотели выдвинуть на звание заслуженного художника СССР, - говорит он, - Почему я отказался? Для меня самое высокое звание - это хороший художник…"
Глеб Вяткин - коренной пермяк. Его фрески покорили Италию. Итальянцы наградили его высшей наградой - золотой медалью Тициана. Выставки его работ ежегодно проходили в разных городах Италии. В 1998 г. его наградили орденом за вклад в возрождение культуры Италии.
Теперь, при прошествии многих лет, художники решили организовать выставку в городе, где они делали свои первые далеко не робкие шаги.
М.И. Футлик, член Союза архитекторов России, Почётный архитектор России
|