Экспозиция с названием "Хвост кометы" - своего рода третье явление в Перми футуризма. Точней сказать, с футуризмом наш город не расставался, с той поры, когда поэт и авиатор В.Каменский привез в Пермь своих друзей футуристов, художников и поэтов, а также их необычные произведения. Тогда стали известны имена и творчество первых авторов авангарда. Выставки и публичные чтения стихов, диспуты футуристов начала ХХ века нимало взбудоражили провинциальный город. Уже однажды найденный творческий стиль и приемы, отражающие динамику и неуспокоенность жизни, устремленность ее в будущее не могли исчезнуть в небытии. Второе напоминание о футуризме состоялось в 1991 году, когда в залах художественной галереи была открыта выставка с бодрым и многообещающим названием "Пермь и футуристы", организованная И.Гладышевой. Выставка представила работы прямых наследников футуризма, бывших учеников Пермского художественного техникума. Их ранние произведения в 1910-1920-х годов создавались под явным влиянием ряда авангардных течений, в том числе и футуризма. Движение, как таковое, стало для последователей этого направления главным символом искусства будущего. В конце ХХ столетия в Пермь вернулись имена и творчество некогда забытых мастеров. Новая экспозиция в галерее "Марис-Арт" представляет, в большинстве своем, авторов конца ХХ-начала XXI века, хорошо известных в городе. Их произведения - настоящий хвост той самой яркой кометы футуризма, некогда пронесшейся над пермским небосклоном. Крещения футуризмом не избежали большинство мастеров, склонных к отходу от прямого реалистического изображения. Анализируя явление футуризма, еще в 1919 году Н.Пунин утверждал: "Но это движение, не скованное никакими материальными условиями, так и осталось пущенное в будущее стрелою, и даже не стрелою, а следом от стрелы, которая где-то упала, рассеялась, превратилась в статический момент, поднятый руками следующего поколения молодых художников". Сегодня мы находим следы этого явления в произведениях художников, которые вряд ли задумывались о том, какова природа их образов. Они создавали и создают работы, используя богатейший арсенал открытий мировой культуры. Футуризм, стал одним из таких открытий, новой художественной идеей которого было, прежде всего, динамичное восприятие и отражение жизни. В живописно-пластическом выражении это были линии, трактуемые как структуры, пространственные наслоения объемов, смещение отдельных частей изображаемых предметов относительно друг друга, цветовая динамика. Произведения старейшин пермского искусства Ивана Борисова и Александра Репина, а вслед за ними Анатолия Филимонова и Владислава Бушуева наполнены движением пространства и цвета. Пейзажные образы, этюды или абстрактные композиции обладают своей внутренней логикой развития, усиливающей подвижность и глубину их смыслов. В небольшой работе И.Борисова "Солнечный ветер" лаконичность композиции передает ощущение ясности, "чистоты" мировосприятия. Удивляет динамика одних только цветовых сочетаний при, казалось бы, статичной форме. "Самодовольство" В.Бушуева цветом и формальными приемами повергает в бездну подсознательных трансформаций. Острота композиционных приемов в работах А.Репина и А.Филимонова словно напитывает их внутренним непокоем, энергией, выраженной посредством как пространственных, так и цветовых сдвигов. Живописная и графическая пластика необычайно подвижны в произведениях Вячеслава Смирнова. Красочные формы в композициях "Проводы зимы", "Победа воздуха" наполнены своеобразным ритмом, переданным через декоративно-пространственные приемы. Как всегда своей сложной живописностью поражают фотоработы Анатолия Малиновского, умеющего в обыденном увидеть и энергию неоднозначность бытия. В произведениях Михаила Павлюкевича, Ольги Субботиной и Алексея Балмасова краска, как звук, то нежный, то драматично звучащий, то открытый, радостный. При всем несомненном динамизме, работы весьма тонко проработаны в цвете. Вне зависимости от материала и техники исполнения авторы демонстрируют яркость проявления индивидуального стиля, настоящее мастерство в использовании самых разнообразных приемов, необходимых для выражения внутренне наполненных, напряженных образов. Композиционные построения Анатолия Кузнецова, Владислава Дегтева и Анатолия Френкеля исполнены энергичных наслоений разнообразных выявленных цветовых и пространственных движений. Стремление передать ритмы джаза, побуждают А.Френкеля искать цветовую динамику ("Джазовый концерт"), в других работах использовать разнообразную фактурную нагруженность. Колористические изыски и сдвиги форм в композициях Константина Николаева то приоткрывают, то прячут жизненные реалии, не давая остановиться на их созерцании. Хвост футуристической кометы озаряет жизнь сегодняшнего искусства и без сомнения будет в дальнейших творениях ничуть не менее значителен. Он, подобно горящему перу фантастической Жар-Птицы, способен осветить и воссоздать сказочную красоту мира. Футуризм, как и прежде, дает множественные варианты раскрытия индивидуального мироощущения. Ольга Клименская, искусствовед Место проведения: Комсомольский проспект, 8 Телефон: (342) 210-56-76 |