НОВОСТИ
ВИДЕО
ФОТО
 
Назад | на Главную
Выставка "ICONS"

Икона - величайшее наследие духовной культуры. Иконопись столетиями развивалась в рамках христианства и его духовно-мистических практик. Обращение изографа к священным образам неизбежно влияло на личность самого художника, преображало её. Способность к восприятию священного является одной из опор любой цивилизации. Она присутствует не только в религиозных традициях, но обозначает "неприкосновенный запас" духовности. За последние двадцать лет отношение к сакральным образам и возвышенным чувствам испытало в нашей стране определённую эволюцию. От специфически советского понятия о священном, связанного с идеалами строителя светлого будущего и защитника отечества, оно с одной стороны обратилось к идеализации старины, а с другой - к попыткам выразить отношение к священным образам современными художественными средствами.


Задача выставки Icons - подчеркнуть тонкую грань взаимоотношений современных художников и икон. Конечно, речь идёт не о новых иконах как предметах религиозного культа, а о принципах иконографии. Столетиями изобразительное искусство развивалось как часть церковного, храмового искусства.


"В русском искусстве до XVI века не было светских картин, все картины были религиозными. Если мы возьмем историю европейского искусства, то там дела обстоят точно также. Религиозное искусство - это огромный пласт. Довольно долго церковь была чуть ли не единственным заказчиком художественных произведений. Если мы посмотрим на историю искусства, то значительнейшая его часть - это работы, так или иначе связанные с религиозной мифологией, евангельским и библейским текстами. Поэтому я посчитал, что обходить эту тему - неправильно" - говорит куратор выставки Марат Гельман.


За двадцать с лишним лет, с начала 1990-х годов, многие российские художники обращались к иконным изображениям, трактуя их в присущей им индивидуальной манере. Можно перечислить десятки имён и сотни произведений. Однако, вот парадокс - чаще всего замечают работы, которые вызывают ожесточенные споры, и напротив, работы, в основе, которых лежит некое исследование, обращение к традиции остаются незамеченными. Экспозиция Icons построена таким образом, чтобы продемонстрировать основной спектр идей, связанных с иконографией священного в современном российском искусстве, а также представить основной набор имён художников, уделяющих в своём творчестве постоянное внимание феномену иконы.


Среди участников выставки известные авторы Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева, Илья Гапонов и Кирилл Котешов, Дмитрий Гутов, Ирина Затуловская, Владимир Куприянов, Николай Макаров, Анатолий Осмоловский, Арсен Савадов, Александр Сигутин, Елена Суховеева, Виктор Хмель, Александр Ройтбурд, Константин Худяков, Гор Чахал, Юрий Шибельников, группа Recycle.


Марат Гельман утверждает, что выставка Icons - это не повод для конфликта с церковью, а способ "не быть конформистами и не избегать сложных тем", место для исследования и диалога: "Я хочу создать спокойную площадку для разговора об этих проблемах вне скандального фона отношений художника и церкви. Ведь у нас есть нечто общее: в советское время церковь, так же как и современное искусство, была практически под запретом. Но при этом и церковь выжила, и художники продолжают творить".


Иконы такая же неотъемлемая часть современной эстетики как шедевры античной Греции или искусство китайской каллиграфии. Они продолжают волновать художников и кажда



 
DatsoGallery Multilingual By Datso.fr

 
© 2008 — 2013 WWW.ART59.RU
Галерея | Антиквариат | Новости и события | Выставки | Авторы | Интервью | Фотографии | Журнал Перми | Конкурсы

При использовании материалов указание источника www.art59.ru и гиперссылка на http://www.art59.ru/ обязательны.
Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам.