НОВОСТИ
ВИДЕО
ФОТО
 
Назад | на Главную
Выставка Михаила Павлюкевича "Антология пейзажа"

…И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
 
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги...
 
Б.Пастернак


Каждая новая выставка художника Михаила Павлюкевича - это ожидание чуда, чуда, которое всегда сбывается. Кто сказал, что сказок и чудес не бывает? И что как не сказочное чудо эти, чаще всего, небольшие странные пейзажи, где все перелески, улочки, речки, берега и городки - чудо-чудное, диво-дивное! При всем том, художник далеко не сказочник, его изображения имеют точные адреса - Пермский край, Подмосковье, старорусские города … Он создает отнюдь не видовые пейзажи, мы здесь не обнаружим широко известных видов или ракурсов. Павлюкевич в каждом из мест находит нечто живое и человечное. Возникает неподдельное ощущение, что художник распознал и показал, приоткрыл крупицу самого духа города или души природы.


Волшебно прекрасный лес, сказочно нежные изгибы реки, колдовские береговые очертания - все наполнено любовью автора. Пространство живет и дышит, оно одухотворено, оно то движется навстречу зрителю, то неспешно протягивается вдоль края изображения, или спокойно развиваются вглубь. Иногда пейзажи кажутся неземными фантазиями, они восхитительно напоены воздухом и пронизаны светом. Пейзажные образы оставляют впечатление живых организмов, чувствующих осязаемых сущностей. В них всегда хочется всмотреться, попытаться постичь и… замереть в восхищении…


Жанр пейзажа, насчитывающий в истории более полутора десятков столетий, рассказывал людям не только о своеобразии ландшафтов, но и об идеалах эпох, о красоте и силе эмоций… Антология пейзажа Михаила Павлюкевича представляет работы почти тридцати лет. Восприятие природы его менялось и в то же время всегда оставалось неизменно особенным, узнаваемым. Акварельные и живописные работы Павлюкевича обладают удивительной способностью "захватывать" зрителя и "вплавлять" его чувства и воображение в образы. Ничем иным, как наличием магии и чуда это объяснить не получается. Можно долго всматриваться в живописные и акварельные приемы художника и, тем не менее, оказывается, совершенно невозможно постичь, как ему удается с помощью хорошо известных материалов достигать столь невероятного эффекта - ощущения прикосновения к тайне.


Художественные образы и приемы Михаила Павлюкевича развиваются парадоксально - с одной стороны стремительно, с другой - едва заметно, что убедительно показывает каждая новая выставка. Узнаваемость Павлюкевича, прежде всего, в пронзительности интонации восприятия всего сущего, в необычайной нежности в передаче окружающего. В этом ряду пейзаж представляет нечто по-своему особенное. Прежде всего, подкупает его трепетное, истинно любовное отношение к природе Урала. Вместе с тем, не оставляет ощущение, что о ней ему известно что-то такое потаенное, что не доступно большинству из нас. Когда же Павлюкевич, уезжает в иные города и веси, ловишь себя на том, что ждешь от него того, что он приоткроет в этих местах что-то новое, абсолютно неизведанное, как для него самого, так и для зрителя.


Тобольск, Суздаль и Владимирская земля, деревня Лысманово на слиянии трех рек: Кутамыша, Сылвы и Юрмана - места путешествий 2012 года. География поездок художника всегда была не особенно обширна. Павлюкевича как правило притягивают разнообразные природные ландшафты, а также неэффектные городские и сельские пейзажи. Каждую частицу всякого пейзажа он любовно ощупывает взглядом, подмечая "лица не общее выраженье", словно живого существа, и совершенно непостижимым для понимания способом подключает зрителя к процессу вчувствования в образ.


При этом все формы в пейзажах просты и предельно обобщены. Однако в этой кажущейся простоте спрятаны глубины смыслов, отчего возникает эффект прикосновения к тайне. Возможно, все дело в особых технических приемах, которые постоянно совершенствует мастер. Рассматривая близко работы Павлюкевича, не оставляет ощущение своеобразного "комлания", своего рода колдовства художника над изображением. Изысканная сложность цветовой гаммы каждого листа, образуется многослойностью наложения краски или приемами мозаичного "набора" цвета и фактуры. Магия этого "набирания" завораживает и, как при настоящем колдовстве, в итоге остается загадкой. Часто создается впечатление, что в процессе работы он словно ласкает кистью каждую частичку изображения.


Чувственность этих касаний у Павлюкевича удивительно сочетается с целомудренной непосредственностью образов. Отсюда и ощущение чуда, которое воспринимается как бесконечная и какая-то безбрежная радость бытия, такая как бывает в детстве... Магия детской наивности, в сочетании со зрелой мудростью создают в его работах ореол странной тайны. Ей окутаны для художника самые разные состояния и проявления природы, а также образы города с их историческими, иногда весьма неказистыми постройками. В произведениях Михаила Павлюкевича природа всегда расцвечена колдовской магией сокровенных тонких оттенков и полутонов и почти всегда пронизана, напоена светом.


Рассматривая его акварели, подчас забываешь, что этот волшебный свет, озаряющий пейзаж и пронзающий его - всего лишь белый цвет бумажной основы, настолько в руках мастера дематериализуются обычные материалы. Вся природа и даже современный город в изображениях Павлюкевича всегда необычны, наполнены тайнами и это тайны самой жизни. В городе он выбирает уголки, которые легко пройти, не заметив, он же их видит и чувствует. Вместе с тем, он возвращает и нам эту способность видеть и чувствовать, видеть и чувствовать, с открытой душой, с детской способностью удивляться миру.


Чудо природы, да и самой жизни им пронзительно осознаются и любовно передаются в самых разнообразных композициях и сюжетах. Нет никаких оснований сомневаться, что Михаил Павлюкевич - это художник способный, говоря словами поэта, "привлечь к себе любовь пространства, услышать будущего зов". Его работы "говорящие" вдумчиво, негромким голосом, по-особенному умиротворенны, но вместе с тем, в них скрыта внутренняя энергия, которая подобна пружине, способной разжаться… Энергия любви и нежности наполняющая произведения Павлюкевича у отзывчивого зрителя вызывает желание расслышать художника, всмотреться и со-настроиться на его волну. Ведь нежность и бережность - такие важные качества, которыми люди почти перестали дорожить и пользоваться.


Ольга Клименская, искусствовед



 
DatsoGallery Multilingual By Datso.fr

 
© 2008 — 2013 WWW.ART59.RU
Галерея | Антиквариат | Новости и события | Выставки | Авторы | Интервью | Фотографии | Журнал Перми | Конкурсы

При использовании материалов указание источника www.art59.ru и гиперссылка на http://www.art59.ru/ обязательны.
Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам.