Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского Края МАУК г. Перми "Центральный выставочный зал" в рамках проекта "Вектор Перми" представляют выставку арт-группы "Куб" "Антропология. Хроники лабиринтов" Открытие выставки состоится 22 ноября в 18-00 В "Центральном выставочном зале" неведение свобода страх разочарование любовь идеал поиск призвание единение привычка отчаяние ложь выбор одиночество неверие эгоизм порыв удовлетворение покой Все дальше и дальше, один за другим - ходы, повороты, стены, тупики. Лабиринты. Жилища энигмы, внутренние миры сознания. В проекте "Антропология. Хроники лабиринтов" художники арт-группы КУБ разверзают бездну подсознательного и вещают о мыслях нашего времени на языке, понятном без слов. Ловят зрителей, как забредших путников, в хитроумную сеть входов и выходов. Мы осматриваем экспозицию, но на самом деле бродим по извилистым структурам собственного мозга: наощупь, в потемках, временами натыкаясь на свои же зарубки, ищем ключи от запертых дверей, поднимаем пыль в тупиках. Стучим изо всех сил, но вряд ли кто-то услышит - стены толстые, надежные, выстроены собственноручно на века. Чувствуем, что выберемся нескоро, ищем проводников (или виноватых?) и надеемся, надеемся, надеемся… И, наконец, отыскав нить Ариадны, выбираемся на свет залечивать оставшиеся на душе царапины пережитого. Егор Субботин, Юрий Шикин , Юрий Смирнов и Елена Слобцева - художники, связанные единым сознанием, определили свой творческий путь как миссию душевную и духовную. Они взяли на себя функцию своеобразного амортизатора между реальностью и человеческим сознанием. Таким образом, их искусство с одной стороны вскрывает проблемы, запуская общественную рефлексию, с другой - имеет некую охранительную роль. Их новый проект "Хроники лабиринтов" из цикла "Антропология" - не столько дерзкий эксперимент, полный новых пластических и колористических приемов, нетипичных материалов и фактур, сколько исторически обусловленная, естественная, даже защитная, интеллектуально-эмоциональная реакция на реалии времени. Бесконечное блуждание по лабиринту не подразумевает ни прорыва, ни регресса. Так же и авторы задают вопросы, которые априори не могут быть решены (Кто есть человек?В чем смысл бытия? Куда движется общество?), но без их постановки или хотя бы обозначения, есть риск впасть в традиционное скучное перерисовывание физических оболочек, художественную инвентаризацию событий и лиц. В этом случае художнику остается лишь идти по интуитивному пути, извлекая из мглы индивидуальной памяти ключи к шифрам времени. Егор Субботин посредством живописи стремится сквозь пелену имперсонального мира приблизиться к формулам невидимого - того, что принадлежит глубоко личному, исключительно субъективному восприятию действительности. В своих картинах он выстраивает собственные визуальные и текстовые коды, расшифровка которых становится важной составляющей в процессе восприятия экспозиции. Скульптор Юрий Шикин синтезирует подобие жизни разнообразными пластическими формулировками: как привычными глазу скульптурными композициями, так и удаленными от традиционной фигуративности объектами. Искушенное и уже отчасти усталое сознание зрителя безусловно привлекут фактурные "Хроники лабиринтов" - вышедшие из подсознания загадочные пространства с полыхающими цветом сгустками и взаимопроникающими слоями, выдающими мнимое за реальное. Тема "расслаивания" реальности является одной из доминирующих в экспозиции, указывая на очевидную уязвимость тезиса о целостности мира. В общий круг идей и образов выставки органично вписывается цифровая графика Юрия Смирнова. В соответствии с неизбежными сдвигами культурного сознания и общественного вкуса в сторону техногенности, он привносит свежую струю в арсенал используемых художественных средств. Выполненные на компьютере, его пейзажи и портреты не омертвляют реальность, а заставляют ее звучать на языке нового времени. Совершенно иной метод проникновения в действительность несут работы Елены Слобцевой. Для нее характерен крайний, но вместе с тем весьма плодотворный, индивидуализм в выборе пластических средств (пенокартон, скотч, строительные и канцелярские скобы). В ее коллажах отражена стремительно меняющаяся реальность - напряженная, динамичная, не поддающаяся традиционным методам художественной фиксации. Небанальный художественный язык Слобцевой резонирует с ритмом современного мегаполиса, эстетически преображая его отнюдь не эстетичную реальность, создавая тем самым пространство новой, видоизмененной правды. Таким образом, выставка "Хроники лабиринтов", как и предыдущие проекты серии "Антропология", состоит из относительно небольшого количества работ, которые в сознании зрителя обрастают мощной интеллектуальной, вербальной и философской оболочкой. Лабиринты арт-группы КУБ - это не просто нагромождение ходов и поворотов, это наше по-особому свернутое insidespace, внутренний микрокосмос, со своим временным и гравитационным полем. Для некоторых работ пара "изображение-интерпретация" складывается сразу же, легко, четко и ясно, для других - лишь еле проступает пунктиром. Такова художественная стратегия авторов - выстраивая свою систему изобразительных иносказаний, они дают нам шанс развязать это узел в мистерии жизни и смерти и получить доступ к истокам сакрального. Анна Назукина |