НОВОСТИ
ВИДЕО
ФОТО
 
Назад | на Главную
Номинанты и лауреаты "ЗОЛОТОЙ МАСКИ" на пермской сцене
Номинанты и лауреаты "ЗОЛОТОЙ МАСКИ" на пермской сцене | art59.ru
Четыре спектакля Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского будут показаны в Москве в рамках XIX фестиваля "Золотая Маска". Пермская публика увидит спектакли, номинированные на премию, перед отъездом труппы в Москву.

Напомним, Пермский театр в этом году стал рекордсменом по количеству претендентов на премию. Абсолютным лидером стал дирижер и художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис — его имя четырежды упоминается в списке номинантов на премию.

28 января в Москве стартовал фестиваль "Золотая Маска". В течение января-апреля на сценах московских театров пройдут спектакли, претендующие на национальную театральную премию, в числе которых четыре спектакля Пермского театра оперы и балета. На сцене театра "Новая опера" в феврале будут показаны оперы Cosi fan tutte (18 февраля) и Medeamaterial (20 февраля), а в марте — балеты "Свадебка" (19 марта) и хореографический проект "В сторону Дягилева" (20 марта).

До отъезда труппы в Москву спектакли-номинанты на "Золотую Маску-2013", а также оперу "Один день Ивана Денисовича", получившую премию в 2010-м, сможет увидеть пермская публика.

6, 7 февраля, 19:00
Опера А. Чайковского "ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА"
7 номинаций, 1 Золотая Маска (2010 год) — Лучшая работа дирижера (Валерий Платонов)

9 февраля, 19:00
Опера П. Дюсапена MEDEAMATERIAL
3 номинации: Лучший оперный спектакль, Лучшая работа дирижера, Лучшая женская роль

13 февраля, 19:00
Опера В. А. Моцарта COSI FAN TUTTE ("Так поступают все женщины")
5 номинаций: Лучший оперный спектакль, Лучшая работа дирижера, Лучшая женская роль, Лучшая мужская роль (2 номинации)

9, 10 марта, 19:00
Вечер одноактных балетов "В СТОРОНУ ДЯГИЛЕВА"
И. Стравинский MONUMENTUM PRO GESUALDO, П. Хиндемит KAMMERMUSIK No. 2,
С. Прокофьев "ШУТ"
5 номинаций: Лучший балетный спектакль, Лучшая работа дирижера, Лучшая работа хореографа, Лучшая женская роль, Лучшая мужская роль

14 марта, 19:00
И. Стравинский, "СВАДЕБКА"; В. Николаев, "ГЕРЕВЕНЬ"
И. Стравинский, "СВАДЕБКА" — 3 номинации: Лучший балетный спектакль, Лучшая работа дирижера, Лучшая мужская роль


О спектаклях-номинантах 2013 года:

Опера Моцарта Cosi fan tutte ("Так поступают все женщины") в дирижерской версии Теодора Курентзиса стала первой премьерой маэстро в качестве художественного руководителя Пермского театра оперы и балета. Первая из трех великих поздних опер композитора, написанных в сотрудничестве с драматургом Лоренцо Да Понте, впервые в истории российской оперной сцены была поставлена в "аутентичной" манере: со старинными духовыми инструментами, с жильными струнами, давно имеющимися в арсенале музыкантов основанного Курентзисом оркестра MusicAeterna.
Премьера состоялось в сентябре 2011 года, спектакль имел оглушительный успех. В прессе появился термин "пермский Моцарт", обозначающий музыкальный феномен Пермского театра под управлением Курентзиса. Отныне, чтобы услышать по-настоящему качественную музыку, можно смело отправляться в Пермь, куда полет из Москвы занимает всего два часа.
Cosi fan tutte стала началом масштабного проекта "Трилогия Моцарта—Да Понте в Перми", обещающего премьеры всех трех совместных творений великого композитора и великого либреттиста (плюс Le Nozze di Figaro и Don Giovanni) на сцене одного российского театра с участием звезд мировой величины.
"Курентзис — восторженный перфекционист. Каждая фраза, каждая пауза, каждое рубато производят впечатление выверенных "до миллиметра", отшлифованных и в то же время сыгранных экспромтом", — Керстин Хольм, Frankfurter Allgemeine Zeitung.
"Случившееся в Перми событие из ряда вон. Барокко — но не вегетарианское; Моцарт — но не ходульный; оркестр, играющий без сучка и задоринки<…>; любопытный буклет зальцбургского формата; спектакль поувлекательнее любого кино. Моцарт-проект запущен прекрасно. На очереди еще две оперы из трилогии Моцарта — да Понте: "Свадьба Фигаро" и "Дон Жуан" в постановках Химмельмана и Селларса", — Елена Черемных, "Московские новости".

Опера Medeamaterial стала одним из центральных событий Дягилевского фестиваля-2012, и это был первый сценический опыт постановки в России опер ведущего современного французского композитора Паскаля Дюсапена. Дюсапен — автор более 80 сочинений в разных жанрах, в том числе пяти опер, из которых Medeamaterial (1992) — вторая. В основу оперы положена одноименная пьеса немецкого драматурга Хайнера Мюллера, который коренным образом повлиял на эстетику европейского послевоенного театра.
Дюсапен написал оперу на текст средней части триптиха Мюллера "Заброшенный берег. Medeamaterial. Ландшафт с аргонавтами" (1950—1980-е) в 1991 году. Согласно Мюллеру, историей детоубийства Медеи — колхидской царевны, возлюбленной Язона, которая помогла аргонавтам добыть золотое руно, — завершается век архаики, а значит, радикально меняется характер катастроф, над которыми, по его словам, "человечество старательно работает" по сей день.
В опере Дюсапена синтезировались традиции американского минимализма (Гласс, Найман, Кейдж) и самых современных европейских композиторских техник (например, спектрализма), с помощью которых композитор деконструирует оперную традицию всевозможных "Медей" — от барочных опусов Кавалли или Шарпантье до романтических творений Майера и Керубини. Барочным в своей основе является и состав оркестра, и хор, и тип голоса солистки.
"Для того чтобы исполнить эту оперу, театру нужна Медея. И в Перми она есть. Сопрано Надежда Кучер, выпускница Петербургской консерватории, дебютировала в Михайловском. Медея — первая заглавная партия певицы в Перми.
Медея Надежды Кучер переживала перепады высот — тесситурных и эмоциональных, ни на секунду не погрешив против чистоты тона, вылепляла,— выкрикивала, вышептывала текст с абсолютной внятностью, виртуозно соединяла чувственность и отстраненность, впадала в неистовство и застывала в скорбном lamento", — Ольга Манулкина, "КоммерсантЪ".

В балетный трибьют Дягилеву — Вечер одноактных балетов "В сторону Дягилева" — включены произведения композиторов и хореографов, чье творчество так или иначе связано с именем великого импресарио. При этом каждый номер по-своему раритетный. А название проекта перефразирует заголовок романа Du cote de chez Swann ("В сторону Свана", 1913) Марселя Пруста, который, будучи завсегдатаем театральных лож, неоднократно присутствовал на спектаклях дягилевской труппы.
Monumentum pro Gesualdo Игоря Стравинского — парафраз трех произведений Карло Джезуальдо (1566—1613), итальянского маньериста эпохи Позднего Возрождения, который вошел в историю музыки как автор мадригалов уникального хроматического стиля и убийца, обвиненный в смерти своей жены и ее любовника.
Однако Стравинского, как и Джорджа Баланчина, меньше всего интересовали подробности частной жизни композитора. Однажды Стравинский в разговоре с Баланчиным в ответ на реплику: "Видеть музыку", — удачно парировал: "И слышать хореографию". Monumentum pro Gesualdо служит выразительным воплощением диалога великих художников.
Требующий от исполнителей большой энергии, высокой скорости и предельной точности, балет Kammermusik No.2 имеет сложную структуру, которая отражает особенности музыки Пауля Хиндемита. Партитура является одной из семи композиций цикла "Камерная музыка", написанного Хиндемитом в период с 1923 по 1933 год, и представляет собой неоклассическую интерпретацию характерных черт музыки эпохи барокко. По одной из версий, в хореографии этого балета Джордж Баланчин выразил свое отношение к надвигающейся компьютерной эре. На сцене фигурируют две пары солистов и мужской кордебалет. Впервые в своей карьере Баланчин максимально активизировал возможности мужского состава труппы, а не женского кордебалета.
Пермская версия "Шута" — смелый эксперимент, соединяющий новую хореографию Алексея Мирошниченко со сценографией и костюмами, которые воссозданы по оригинальным эскизам художника-футуриста Михаила Ларионова, сделанным к первой постановке "Шута". Партитуру "Сказки про Шута, семерых шутов перешутившего" импресарио Сергей Дягилев заказал Сергею Прокофьеву в 1914 году на волне успеха "Весны священной", предложив для вдохновения сборник сказок Пермской губернии. Выбрав среди прочих несколько сюжетов о находчивом шуте, обставляющем глупых богачей, Прокофьев написал либретто и в короткие сроки закончил балет в клавире. Полному завершению работы помешала Первая мировая война, поэтому премьера балета состоялась лишь в 1921 году. С того времени и до наших дней "Шут" совершенно выпал из поля зрения хореографов.

"Свадебка" в хореографии Иржи Килиана стала российской премьерой этого спектакля. Первое представление состоялась в июне 2012 года, в один вечер с балетом "Петрушка" в хореографии американского балетмейстера Николо Фонте. В год 130-летия Игоря Стравинского Пермский театр оперы и балета представил в свежем прочтении два знаковых для ХХ века произведения и приурочил премьеру ко дню рождения великого композитора. В текущем сезоне "Свадебка" была исполнена в дуэте с балетом "Геревень" Владимира Николаева в постановке Раду Поклитару.
В 1982 году премьера "Свадебки" в постановке руководителя Нидерландского театра танца/ Nederlands Dans Theater Иржи Килиана стала сенсацией. Килиан возглавлял NDT c 1974 по 1999 год, под его руководством голландская труппа заняла лидирующее положение в танцевальном пространстве Европы. До сих пор еще никому в России хореограф не давал разрешения на постановку своей "Свадебки". Само известие о том, что Иржи Килиан отдал свой знаменитый балет пермякам, уже вызвало большой резонанс среди критиков и балетоманов, а успех премьеры еще сильнее укрепил позиции Пермского балета.
"Радостной естественностью танца выделяется Первый сват (Александр Таранов). Зрело, умно, по-западному (без ненужного надрыва и с расчетливой сексуальностью) исполнила партию Невесты статная красавица Анна Поистогова.

А легкого безумия, обозначенного Килианом в подзаголовке "Свадебки", добавили спектаклю Теодор Курентзис и его музыканты. Роскошное изобилие музыки Стравинского, помноженное на феерическую энергетику дирижера, заполонило все пространство театра, превратив зрителей в участников действа и заставив их вопить "Браво!" с той же ликующей истовостью, как свадебное "Горько!", — Татьяна Кузнецова, "КоммерсантЪ" .

"Настоящий балет в качественном исполнении мы увидели после антракта, когда давали "Свадебку". Пермский театр не зря гордится, что первым в России поставил этот опус. Танцовщики хорошо освоились в гуще излюбленных приемов Килиана.
Они станцевали внятно (с точки зрения фирменного стиля, предполагающего умелое владение исполнителя неклассическим корпусом движений и свободной, абсолютно неакадемической спиной) и взволнованно, под стать музыке. Взять хотя бы проходы одной части кордебалета "сквозь строй" другой половины: справа налево и слева направо навстречу друг другу движется танцующая волна, чтобы схлестнуться в середине сцены. Одновременно и взбалмошный хоровод, и фатальный водоворот", — Кирилл Матвеев, "Газета.ру" .


 
DatsoGallery Multilingual By Datso.fr

 
© 2008 — 2013 WWW.ART59.RU
Галерея | Антиквариат | Новости и события | Выставки | Авторы | Интервью | Фотографии | Журнал Перми | Конкурсы

При использовании материалов указание источника www.art59.ru и гиперссылка на http://www.art59.ru/ обязательны.
Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам.