НОВОСТИ
ВИДЕО
ФОТО
 
Назад | на Главную
Валерий Подкуйко

Невозможно делать открытие каждый час


Невозможно делать открытие каждый час, день и даже месяц. Только ребенок так познает и открывает, задавая "глупые вопросы". Матисс провозгласил: смотрите на мир глазами ребенка.


Малевич отменил живопись в начале ХХ века. Но только к середине века Джакометти отменил скульптуру, сделав ее плоской. Черным квадратом Малевич закрывал всё, что было до него. "Я преобразился в нуле форм и выловил себя из омута дряни академического искусства". Малевич преклонялся перед прогрессом. "Разве может понять человек, который ездит всегда в таратайке, переживания и впечатления едущего экспрессом или летящего в воздухе, великие изобретения: телефоны, телеграфы и дредноуты". Авто или самолет, скорость и расстояние - не перенесли человека к новым понятиям, к новому мышлению. Пролетев тысячу километров, человек остался тем же, что до отправления в путешествие. Не закрыл Малевич полностью прошлое искусство. Время шло, показав пристрастие художников, к традиционным формам. Да и сам Малевич вернулся к ним, не развив мысли вглубь. Через сто лет я не закрывая ничего, открываю в художественно-конструктивной форме модель устройства Вселенной (нельзя понимать данное утверждение буквально- это художественный образ) и одновременно создаю модель мышления человека, и нечто, что называлось у Канта "вещъ в себе". Смотрите! Так устроено наше мышление. Что мы познаем неясно, возможно нет его - предмета познания. Но, воздвигая многочисленные громоздкие мыслительные конструкции, мы пытаемся понять себя и мир окружающий нас. Это нечто совершенно по другой логике созданное. Вы будто бы в другой реальности. Иные условия и правила игры жизни и восприятия.


Так же мы взираем в пустоту, то есть туда, где ничего нет(а может ли быть это ничего?).Все относительно в этом мире, нет ни белого, ни абсолютно черного, есть только право утверждать или высказывать суждения. Но и оно оспоримо, и право и тем более суждения. Квадратов, какими их написал Малевич, в моей реальности нет, но есть возможность их восприятия, наводящая на парадоксальные размышления. Беспредметное становится еще беспредметнее, обретая свой прямой смысл - отсутствия всякого предмета изображения, тем самым утверждая - все есть иллюзия, закрепленная в стереотипах наших представлений.


В основе квадрата Малевича лежит некий фокус. Его может сделать всякий. Но Малевич первым показал квадрат как предмет изобразительного искусства. Тем самым полностью изменив смысл и содержание этой простой формы. Квадраты чертили до него миллионы раз. Только Малевич придал квадрату символический смысл. Видимо пришло время этому смыслу. В этой конструкции (в "агрегате"- Кант) ест нечто похожее. Сделать ее мог бы каждый, повторять этот агрегат бессмысленно. Идти в глубь, в развитие пока нет возможности. Почему квадрат и его производная - куб? Почему не круг или шестиугольник? Мы живем в прямоугольном мире. Для Малевича это была плоскость холста. Всё окружающее человека прямоугольно: дома, другие строения, мебель, деловые бумаги, картины и пр. и пр. Скорее всего это результат земного притяжения - так удобнее. Жили бы мы в невесомости, возможно, предпочли бы круг, шар. Как я пришел к "БИ- квадрату"? Это полет чистой мысли "интуитивного разума". Озарение, которое приходит вдруг - но на оплодотворенную почву. Я часто посещаю различные выставки, и, иногда , мне кажется, что не создано ни полного драматизма, ни высокой трагедии. А все лишь гламурные буржуйские картинки. Кривляния, глупые позы, стилизации. Что самоценно в изобразительном искусстве? Непосредственность переживания, покоряющая зрителя через цвет, ритм, фактуру- живописные формы. Я так хочу! То есть произвол стал символом "современного искусства". Я не против произвольной формы, я против отсутствия переживания, мысли, или хотя бы поворота мысли. Малевич исключал копирование природы, отдавал приоритет творческим силам и фантазии человека. Но человек черпает только из природы, ничего прямо противоположного он не изобрел. Разве полет в космос? Или "черный квадрат"? Именно это предложила Россия миру за последние сто лет. Квадрат Малевича иллюстрировал идею цельности, полноты формы и простоты. Пришло время осознать что-то более сложное и противоречивое. "Би- квадрат" - это бункер-агрегат, с функцией ничто или все. Это две зоны: абсолютно белая- свет, радость, рай, и абсолютно черная: смерть, мрак, ничто. Это квадраты белый и черный, а в абсолюте их отсутствие как квадратов черного и белого. А просто квадратный вычет из квадратного пространства. Я предложил вниманию общества нечто столь многозначное, что определить сразу невозможно. Смысл этой многозначной неопределенности именно в неопределенности, когда мысль ускользает и вступает интуиция. Да и не может быть большая форма - или глыба - определена однозначно- она всегда загадка. "Квадрат - живой царственный младенец!" - воскликнул Малевич. Младенец теперь такой баловник - он и белый и черный, он и есть и его нет!


Малевичу казалось, что он вырвался из плена, изобрел супрематизм. Но наш плен - эта планета Земля, это человек. Недалеко будущее и человек растворится во Вселенной! Ау, Человек. Он есть, но его нет.


Валерий Подкуйко, художник



Художник перед лицом Модерна


Всякое произведение искусства есть дитя своего времени,
часто оно и мать наших чувств.
В. В. Кандинский


Бывают времена, когда авторы копают "подземную руду" в поисках первокамня искусства, "кирпича" строительных задумок, - формы живописных начинаний. А иногда, когда указанная археологическая работа выполнена кем-то - методологические битвы завершены и извлечена какая-нибудь форма культуры воплощения (точнее, форма искусствы воплощения), какой-то "камень пребывания" в болоте гадания и идеологического сумасбродства (таким "камнем пребывания" в искусстве мысли является, например, знаменитый корень Нового Времени "Я мыслю, следовательно, существую" Декарта), - начинается уже не время "кантианской" работы Кандинского внутри живописного формализма, а работа по содержанию этой "импрессии" и "импровизации" в "композиции" посредством "яблок": вновь начинают цвести радостные облики импрессионистов-футуристов, оседлавших время и образы, и, в перекрестных, контрастных картинах выразивших дух времени (борение личности за права божественности), но уже работа содержащаяся внутри такой композиционной формы- как акты первородности. То есть, время работы для Сезанна…


Модернистская революция в искусстве (в поэзии, в прозе, в живописи, в области мысли) была вызвана именно этим желанием ожить как артефакт времени, завершив круговорот безвременья и представая собственно как осуществленное время, время олицетворяемое, именуемое, как время, способное породить время и установиться как преемственность…


Глядя на Кандинского и на его плохого - но дерзкого - ученика Малевича, видится траектория поиска, пути и оттенки красок переживания от находок, от зановооткрытий первоактов художественности, аппарата описания и символизации, "рукоделия" сибаритов и скалозубства абстракционистов - импрессионистов…


Дистанции между Декартом в философии и "квадратом" Малевича в живописи (точнее, вообще-то квадратом еще Кандинского, сформулированного в трактате "О духовном в искусстве") хорошо видна как дистанция Нового времени во времени, траектория явления чистой формы бытия во времени, раскал этого зноя и индивидуального образа его явления…


Кандинский, Малевич в каком-то смысле интересовались не живописью, а условиями возможности живописности, формой живописности как условием изображения неизобразимости - этого парадокса виденья, парадокса совпадения (или, как сказал бы Бодлер "парадокса соответствия"). Только внутри такой формы понятия "линия", "точка", "сторона" обретают художественную уместность как явления целого таким образом и предстают "артефактом", способным сказать "я есмь, я существую".


Теперь можно вводить в архитектуру времени собственные объемы существованья: не просто кубы механических функций, а кубическую форму времени как форму самостоянья времени (словно "черный камень" Каабы), или треугольную рожу недействительности (словно "девиц" Пикассо). Что в руках художника время и формы, краски и объемы… Трагедию можно выразить кроваватым оттенком, смех - разинутым ртом и молчание - "синим кругом", создавая свой "алфавит Морзе" художественного времени (а тайну безвременья чем? Заколдованным зомби-квадратом, во главе с Мазуновым? (от слова "мазать")


В каком-то смысле со времен картезианских исканий и ломаний копий вокруг истины и формы ее возможности словно не прошло совсем времени, ибо глас вопиющего художника и зрение - упакованное в краски и формы бытия - не служат предостережением тем, кто не различает собственную тень от собственных же клише - от тени изображаемых предметов, не находит в прорезе прозрения ликующую очевидность: "вот он я - "царственный младенец". Не находит и не ищет у ж е этим ощущением царственного младенчества опосредованное явление предметов изображения в чистом виде (в "чистом сознаньи", как сказали бы философы). Какая тогда живопись… Мертвая хула на неродившихся предметов…


Подкуйко посреди "земного плена"

Снимайте же скорее с себя огрубевшую кожу столетий,
чтобы вам легче было догнать нас.
К. Малевич

…Пиная "буржуазные картинки", расплескав границы собственного воображения в угоду интуиции, художник размышляет:… Малевичу казалось, что он вырвался из плена, изобретя супрематизм. Но наш плен - эта планета Земля, это человек. Недалеко будущее и человек растворится во Вселенной! Ау, Человек. Он есть, но его нет.


Представьте себе, что Человек в форме объема (в форме куба, например) впадает в антимир как некая модель Мира, и стоит как самодостаточная величина. А кругом существа без чела в масках безвременья и лапидарности (с реакциями "да", "м-м" и "бр-р" и т. д.…) А в ком это чело времени прорежется словно облик божий, тот может увидеть могущество этой формы, этого символа опосредованной сообщаемости: "вот он я - твое зеркало совпадения с собой во времени" (словно, смотрясь в зеркало, человек оторвался бы от собственного изображения в нем и в чистом виде разузнал бы себя как дитя истории или как ожившее дитятко творения. В каком-то смысле, можно сказать что, исторически, куб - завершенная геометрическая структура формы, развившаяся от вопрошательности египетской пирамиды до ответственности, - до, так сказать, ответаполученности).


В смысле формы Куб - конечно же - это "квадрат" во времени, развитие той формалистической традиции (может быть, до конца в неосознаваемом варианте, впрочем, об этом и сам художник обмолвился).


Критический взгляд художника на "мир" (а точнее, на "антимир", если следовать языку традиции) и на поиск формы бытия во "Вселенной" разворачивается не как отсебятина простого самородка, а как попытка унаследованной художественной традиции…(хотя весьма стихийно и непоследовательно, судя по тексту "манифеста").


Малевич, как дитя - словно дорвавшийся до мороженого в зной, кричал, что избавился от оков мертвых форм живописи со своим наивысшим формализмом, а Подкуйко пытается говорить то же самое со своим явлением Куба, имея в виду освобождение художественного взгляда от природной и механической формы и водружение такой вселенской частности как Куб - посреди "земного плена". Станет ли он преемственным детенышем изобразительно искусства или останется безмолвным укором художникам контрабандистам, покажет время. Часы уже запущены: тик… тик… тик…


PS: Кама - главная улица Города

…И увидеть плоды пермского посткубического периода, например, в архитектурном пространстве как пространство оживших форм воплошения, где "небо", "земля" и их соединяющая каким-то образом зданье будет выглядеть не как сирота одичавшая, а будет созвучной структурой собратьям-зданьям во времени, словно их построил не "подкуйко-пермяк", а "подкуйко-чудак мира сего"…

Можно ли я вообразить, что удастся архитектуре приподняться над "географией" до символических знаков времени, в которых наши потомки будут узнавать своих исторических предков-очевидцев, как существ знающих, перемеривших пространство живых и мертвых форм жизни?

Ведь, даже слепому ясно, что Город, разросшийся просто в длину - есть немой укор и свидетельство недуманья, исторического или архитектурного недуманья… Кама - главная улица Города во времени… Представьте себе такую величину как условие архитектурного отталкивания, архитектурной соотнесенности и получится единый взгляд на прошлое, настоящее и будущее Города. - Перми с собственным лицом во времени…

Тогда Пермь, "камским лицом" во времени, оживет и соотнесет части своего пространства, приведет исторические пропорции в порядок, осунувшись, предстанет излюбленным детенышем родительских рук и мук творенья…


Наби Балаев, преподаватель кафедры философии Политеха



БИ-КВАДРАТ. МАЛЕВИЧ - ПОДКУЙКО


У многих Малевич неразрывно связан с Черным квадратом, хотя Казимир Малевич создал много удивительных работ и кроме "Черного квадрата", вспомним хотя бы "Красный квадрат" или "Белый квадрат на белом фоне". Но знаменитым оказался "Черный". Правда смысл и значение этого шедевра для многих так и остается загадкой. Часто можно услышать такое обывательское суждение: "И что в нем такого? И я так могу - возьму линейку - начерчу квадрат и раскрашу". Или такое : "Черная краска у Малевича положена на холсте неоднородно, поэтому если долго всматриваться, то вы увидите таинственную, даже мистическую глубину…" Неправда. Это не Малевич. И это не "Черный квадрат". Не надо приписывать ему то, что ему не свойственно.


А то, что ему присуще можно узнать из новой работы Валерия Подкуйко "БИ- квадрат", показанной на недавно прошедшем фестивале "Живая Пермь". Это пространственный куб с двумя входами - одно пространство - черное, другое - белое. Посредине - квадратное окно. И мы видим на белом фоне - черный квадрат, а переходя в соседний отсек - на черном фоне - белый. Эта работа - продолжение "Черного квадрата" Малевича - растяжение его в пространстве и добавление новых смыслов. Здесь расширяющееся и сьёживающееся пространство и 2 квадрата, а не один, положенный на плоскость другого, как у Малевича.


Основной смысл тот же, что и у Малевича - мир - это борьба противоположностей. Борьба добра и зла, жизни и смерти. Белое - свет, чистота, рождение мира, жизнь. Черное - война, насилие, смерть. Эти субстанции связаны в единое целое и находятся в постоянной борьбе друг с другом. Эстетическая составляющая "Черного квадрата" - в напряжении. В картине есть скрытое движение - невидимые нити тянут углы черного квадрата в углы белого. Квадраты пульсируют, то приближаясь к нам, то удаляясь. Тот же эффект есть и в работе Подкуйко - вы переходите из одной зоны в другую и на ваших глазах оно перерождается - из белого в черное и обратно, при этом, сужаясь и расширяясь.


А вот новый добавленный смысл, которого нет у Малевича. "Да они издеваются над нами - Малевич и этот Подкуйко, ходишь туда - сюда и ничего непонятно" - может подумать зритель. Не они издеваются над нами, а мир окружающий нас, мир в котором мы живем, все время нас "обманывает", ускользает от понимания, исчезает и появляется вновь, преображаясь. Мы ищем истину, находим ее, а через какое то время обнаруживаем, что это была не истина. А мы настаивая на ней, заблуждались. Мы все время натыкаемся на белую или черную пустоту. Все переворачивается с ног на голову, и наши ожидания не оправдываются, а аристотелевская логика не работает. И "белые" возвышенные, романтические мысли о равенстве людей оборачиваются "черными" гулагами, мечты о познании микромира приводят к термоядерной ловушке, а желание свободы - к анархии, произволу и криминальному беспределу. И это не художники поделили мир на черный и белый. Это не они сделали его непозноваемым и бесконечно перерождающимся. Они только пытаются выразить его сущность художественным способом. Удается или нет судить нам с вами.


Сергей Барклянский, дизайнер


 
DatsoGallery Multilingual By Datso.fr

 
© 2008 — 2013 WWW.ART59.RU
Галерея | Антиквариат | Новости и события | Выставки | Авторы | Интервью | Фотографии | Журнал Перми | Конкурсы

При использовании материалов указание источника www.art59.ru и гиперссылка на http://www.art59.ru/ обязательны.
Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам.