"ВОЛШЕСТВО" - ворожба, волхование, гадание, магическое действо. Традиционно волшество - женская ворожба.
И действительно, представленные на выставке произведения трех талантливых пермских художников - Ольги Субботиной, Натальи Корчемкиной и Инны Роговой - олицетворяют гармоническое единство стихий - земли, воды, огня, воздуха. Стихий, без участия которых волшество лишается своей материальной сути. Без единства этих стихий нет и рабочего материала для художников, особенно, древнейшего - глины. В структуру выставки включены два экспозиционных поля - объемно-пространственное и плоскостное. Первое создается скульптурами из керамики, второе - композициями, выполненными в технике батика и керамическими панно. Два экспозиционных поля условно воспроизводят два мира: земной, видимый, осязаемый, и мир незримый, составленный из "отражений" предметов, мыслей, догадок, озарений.
В скульптурах Инны Роговой и Натальи Корчемкиной предстает мир, где в непостижимой и естественной связи - вне времен - пребывают люди, божества, хтонические существа, звери, таинственные обитатели лесов и их стражи. Лепка объемов, их выразительная пластика, тонко переданное движение, разновариантность ракурсов восприятия позволяют скульптурам небольшого, "кабинетного", размера активно работать в пространстве, - как это свойственно монументальной скульптуре. Замечательная композиция "Лунный хоровод" незаметно втягивает в свой круг, как бы закручивая пространство вокруг себя. В русле мифопоэтической традиции можно рассматривать такие скульптурные композиции, как "Сон в пути", "Крылатая богиня", "Пермская богиня", "Первопроходцы", плоскорельефные композиции "Тропа", "Длинный день", отражающие архаичную трехуровневую модель мироздания. Интересен образ рыбы, один из постоянно действующих "персонажей" мифа, творимого Инной Роговой. Рыба в трехчленной мифологической системе - основной персонаж нижней космической зоны, противостоящий птицам как персонажам верхней зоны. Рыба - атрибут промысловой магии. В сакральных изображениях часто можно встретить образ рыбы, над которой находится изображение птицы. Рыба приносит со дна первозданного океана ил, из которого создается земля, в то же время рыба является опорой земли. Кроме того, рыба - ездовое животное солярного божества: солнце объезжает землю вверху на солнечной ладье, а внизу - на рыбе. В мифах о потопе рыба - спаситель жизни. Удивительным образом сочетая в себе высокий уровень обобщения тем с декоративностью, произведения Ольги Субботиной создают информационно-образное поле экспозиции. В ее графических построениях звучат отголоски древних пиктограмм, рисуночного письма, - передачи с помощью схематических изображений каких-либо действий или явлений. Пиктограмма не служит фиксацией какого-либо языка, а использует систему условных знаков, метафор, символов. У Субботиной цвет не просто звучит, он расцвечивает звук. А графика линий, порой жестких, порой упругих делает звуковой ритм физически ощутимым. Графические построения в батиках и акварелях Ольги Субботиной эмоциональны и ритмически ярки, а цветовое решение усиливает ассоциацию "цвет - звук", делая последний практически слышимым. Цветной звук здесь напрямую связан с символикой цвета. Часто упоминаемое значение синего, в разных оттенках и сочетаниях представленного в работах Субботиной, - высота, глубина, а также размышление, мир. Зеленый - цвет весны, созревания и плодородия, свободы, радости, непрерывности и бессмертия, а как смесь желтого и синего - воплощение связи между природным и сверхъестественным. Цвета красной и желтой частей спектра присутствуют почти в каждой композиции художницы, олицетворяя мощную энергию творчества. Ольга Старцева, искусствовед Место проведения: Комсомольский проспект, 8 Телефон: (342) 210-56-76 |