КОЛОВЕРТЬ как один из образов мироздания - основная идея и тема выставки. Философский подтекст явился объединяющим началом для работ шести пермских художников: Алексея Балмасова, Владислава Дегтева, Вячеслава Коротаева, Анатолия Малиновского, Михаила Павлюкевича и Вячеслава Смирнова. "КОЛОВЕРТЬ" - сильное кружение воды; водоворот. Вода - одна из фундаментальных стихий мироздания. В самых различных мифологиях вода - первоначало, исходное состояние всего сущего. Вода - среда и принцип всеобщего зачатия и порождения КОЛОВЕРТЬ как один из образов мироздания - основная идея и тема выставки. Философский подтекст явился объединяющим началом для работ шести пермских художников: Алексея Балмасова, Владислава Дегтева, Вячеслава Коротаева, Анатолия Малиновского, Михаила Павлюкевича и Вячеслава Смирнова. Здесь представлены произведения и фигуративного искусства, и абстрактные композиции в различных техниках, относящиеся как к изобразительному искусству, так и занимающие промежуточное положение: например, композиции В. Смирнова на пестрой ткани, которые формально можно отнести к декоративно-прикладному искусству. Или художественные фотографии А. Малиновского, находящиеся на стыке двух видов искусства - пластического и изобразительного. В создании некоторых образов ощутимо влияние этнических орнаментов, содержащих древние символы стихий ("Гость" М. Павлюкевича, "Письмо с востока" А. Балмасова). В других случаях основным мотивом картины становятся художественно отрефлексированные образы пермского звериного стиля (композиции В. Смирнова). Иногда явно проступают древнейшие символы, словно осколки коллективного бессознательного, вытолкнутого на поверхность памяти - круг, крест, яйцо, геометрические обозначения стихий ("Пространство Чердыни", "Река" М. Павлюкевича, "Яйцо" В. Коротаева, "Хоровод" В. Дегтева). Круг - один из наиболее распространенных символов, чаще всего выражающий идею единства, бесконечности и законченности. В "Хороводе" Владислава Дегтева условные, и вместе с тем колоритные фигурки людей объединены кругом жизни. Они вовлечены в этот круг и одновременно являются условием его вращения. Символический хоровод людей образует зримую границу круга, за пределами которого хаос. В трехчастной композиции В. Смирнова все детали вовлечены в символический круговорот. Во многих традициях космос представляется как шар (графически - круг) или его опредмеченные варианты (яйцо, черепаха, диск и т.п.), окруженные неорганизованным хаосом. Именно такой опредмеченный вариант круга предстает в работе Вячеслава Коротаева "Яйцо" из цикла "Конструкции". Образ светящегося белым светом яйца, заключенного в некие конструкции, напоминающие строительные леса, отсылает к космогоническим мифам. Из мирового яйца возникает вселенная или некая персонифицированная творческая сила: бог-творец, культурный герой-демиург. Образы пространства в графике М. Павлюкевича соответствуют архаичной модели мира ("Пространство Чердыни"). В ней пространство - оживотворено, одухотворено и качественно разнородно. В работе "Хранитель" вписанный в круг крест - древний символ земли, символ высших сакральных ценностей, он же восходит к христианской символике. В работах Михаила Павлюкевича знаки реальности, не порывая окончательно связи со своими материальными прототипами, преобразуются в качественно иные цвето-формы, цвето-плоскости, достигая высокого уровня обобщения. Несколько особняком стоят произведения А. Малиновского - в первую очередь, в силу своей полной реалистичности: фотохудожник не использует постановочные композиции и цифровые технологии. Талант видения и безошибочно найденный ракурс делают его работы лаконичными и емкими по содержанию, изысканными в своей простоте. "Мостки" - символическая рукотворная дорога из цветных полос, соединяющая три стихии - землю, воду, воздух. Категория времени образно выражена в композициях с забытыми лодками и "ушедшей" водой. И вновь тема соседства стихий - теперь в их сакральной связи - звучит в образах умерших деревьев, чьи силуэты на поверхности воды не застывают… Предметный мир не распадается на первообразы, он остается в рамках своей первоначальной структуры. Однако предметы вырастают до уровня метафор и символов. В восприятии этих произведений важную роль играет ассоциативность образов. И ответная ассоциация зрителя - как связь, возникающая между отдельными представлениями, образами, идеями и как способ психологического сближения образов, рождающихся в сознании художника. Ольга Старцева, искусствовед Место проведения: арт-фойе отеля "Урал" |