Рассматривать Всемирную сеть как один из самых эффективных и перспективных инструментов для развития бизнеса уже давно не ново. Интернет-реклама, интернет-магазины, представительские веб-сайты, корпоративные порталы - это лишь небольшой перечень возможностей, которыми располагают современные пользователи Сети. Но задачи прошедшей в Перми конференции "Интернет для бизнеса" не сводились к исключительно прикладному использованию этого пространства: одной из главных ее целей было предложить участникам более глобальный, в определенном смысле, философский взгляд на роль Интернета в нашей повседневной жизни. Не случайно стратегическим партнером этого события выступило Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края. Во-первых, по словам заместителя министра Александра Протасевича, пермский минкульт долгое время был "сапожником без сапог", имея в названии "массовые коммуникации" и не имея в своем распоряжении современного инструментария для этих коммуникаций. А во-вторых - и это, пожалуй, наиболее важно - в последние годы понятия "интернет" и "культура" неразрывно связаны, а во многом и тождественны. "Интернет формирует наше сознание, - утверждает глава Министерства культуры Борис Мильграм, - он давно стал пространством наших ощущений, нашей жизни".
Статистика, которой оперировали многие докладчики (Фёдор Смирнов, заместитель директора RU-Center, Николай Шестаков, Account Director Yandex) подтверждает уже свершившийся переход количества в новое качество он-лайн-бытия. Каждый пятый житель России является активным Интернет-пользователем, что примерно совпадает и со среднемировыми показателями. 11,4 миллиона (21,5%) отечественных домохозяйств имеют широкополосный доступ к Сети. И если в крупных центральных городах аудитория людей от 18 до 30 лет охвачена Интернетом практически на 100%, то дальнейший рост обеспечивается за счет регионов и включения более старших возрастных групп - вплоть до 60-ти лет. Еще одна тенденция: за последний год в 2,2 раза возросло использование "мобильного Интернета" - то есть он уверенно переходит в "зону карманной доступности". Разумеется, всё это влечет за собой самые разнообразные последствия.
Он-лайн среда становится естественным продолжением нашей социальной жизни. Через Интернет люди делают покупки, оплачивают услуги, получают информацию, в том числе повышают образование, записываются на прием к специалистам и т.д. В настоящее время активно разрабатываются технологии для комфортного пребывания в этой среде людей с ограниченными возможностями. Но, пожалуй, главная уникальная особенность Интернета - это его интерактивность. Огромную долю сетевого контента генерируют рядовые пользователи и пользовательские сообщества. Блоги, видеосервисы (типа YouTube.com), социальные сети подрывают монополизм СМИ в достоверности и оперативности подачи новостей. Неподцензурное пространство Сети позволяет пользователям обнародовать факты, которые не звучат в официальных источниках, и с тем же успехом создавать изобретательные фальсификации. В 21 веке Интернет становится территорией информационных войн и глобальных разоблачений.
Андрей Подшибякин, главный редактор LiveJournal.ru, привел массу примеров того, как блогосфера воздействует на реальность. Причем это воздействие может носить как гуманный и созидательный характер, так и достаточно провокационный. По его словам, ЖЖ - это уникальная коммуникационная среда, через которую можно спасти больного ребенка, пообщаться с президентом или удачно выйти замуж. А также: заниматься искусством, наукой, бизнесом, политикой, флэш-мобами - список можно продолжать очень долго.
Собственно, все это справедливо для большинства интерактивных интернет-сервисов. Аудитория Глобальной сети - это саморегулируемое и самоорганизующееся сообщество, которое кардинально поменяло всю картину мира по сравнению с прошлым веком - и продолжает менять ее каждое мгновение. Именно Интернет является источником новых идей, неординарных технологических и творческих решений. Некоторые примеры таких решений продемонстрировали сотрудники Интернет-лаборатории Ксан (разработка игровых и "вирусных" форм BTL-рекламы) и пермских компаний "Vитамин" и Alternativa Platform (разработка интерактивных технологий в искусстве и трехмерных интернет-проектов).
Учитывая практический характер конференции "Интернет для бизнеса", можно понять, что большинство докладов было ориентировано на бизнес-практику в он-лайн-среде. В частности, много говорилось о технологии создания и продвижения корпоративных сайтов, о специфике интернет-рекламы и т.д. Тем не менее, для всех участников конференции было очевидно, что рассматривать Интернет исключительно как современный бизнес-инструментарий - глубокое заблуждение. По словам Александра Внутских, декана философско-социологического факультета ПГУ, сегодня в интернет-пространстве как России, так и Пермского края следует создавать новую коммуникационную матрицу, которая будет, по сравнению с существующей, более открытой, демократичной - и приведет к большей открытости и демократизации всего общества. Первые шаги в этом направлении уже делаются. К примеру, Пермский край стал одним из первых, где губернатор завел свой личный блог - причем не формальный, а по-настоящему работающий и востребованный пермяками. Ведется работа по созданию "электронного правительства". И все же, судя по тому потенциалу, который продемонстрировали компании-участники конференции "I2B", мы еще далеки от окончательного осознания, а главное - исчерпывающего применения - тех возможностей воздействовать на реальность, которые таит в себе Всемирная Паутина.
Юлия Балабанова специально для art59.ru
|
Ваш браузер не может отобразить плеер. Для просмотра видео нужен flash-плеер.
|
|