"Они ворвутся в твой мозг и оставят отпечатки копыт…" МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА Партитура написана специально для концерта в Перми Пермская краевая филармония Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края представляют Группу Хуун-Хуур-Ту (Тува),
ансамбль Opus Posth (Москва)
и хор "Млада" (Пермь) Музыкальная сверхповесть Велимира Хлебникова на музыку Владимира Мартынова и тувинскую народную "ДЕТИ ВЫДРЫ" Продюсеры: Владимир Оборонко и Александр Чепарухин 17 сентября в 19.00 на сцене Большого зала филармонии "Дети выдры"
"Дети выдры" созданы на основе двух "сверхповестей" В. Хлебникова: "Дети выдры" и "Зангези". "Сверхповесть" - термин Хлебникова, введённый им для обозначения новой текстовой реальности, заключающейся в сочетании как бы не сочетающихся друг с другом текстов. Эта "сочетаемость не сочетаемого" кладётся в основу и музыкальной композиционной структуры "Детей выдры". Сочетание архаичного прамузыкального тувинского горлового пения с современными композиторскими методиками работы с материалом.
По мысли Хлебникова, задача "Детей выдры" заключается в "творении дела", которое выражало бы дух материка. Мозг земли не может быть только великорусским. Лучше, если бы он был "материковым". В основу азийско-материкового эпоса, расширяющего пределы суженного сознания русской современности, Хлебников кладёт фрагменты мифологии сибирско-амурского племени ?рочей, как самые древние предания о прошлом людей.
Выдра - архаический животный тотем - в тексте Хлебникова имеет космогонический смысл. Все насельники Азийского материка могут быть поняты как дети общей матери мира - Выдры и бога Андури. По верованиям орочей, человек обязан своим выделением из животного царства ходатайству Выдры перед верховным божеством. Этимологически Выдра близка мифическому зверю голубиной книги Индре (Индрику или Вындрику), которая есть "всем зверям мати". Помимо этого для Хлебникова Выдра, как дочь воды, может быть понята, как одна из ипостасей русалки - универсального образа мнимости и числовой сущности воображения (корень из минус единицы). Таким образом, древние мифологические конструкции соединяются с грамматико-математическими идеями самого Хлебникова.
Ансамбль Хуун-Хуур-ту, владеющий секретами и методиками одного из самых древнейших на земле типов музицирования - "горлового пения" представляет наилучшие возможности для реализации идеи "Детей выдры". Их пение так же древне и так же мощно, как и мифологические образы сказаний о Выдре. Ансамбль Opus post является на сегодня очевидно лучшим ансамблем, исполняющим музыку авангарда и минимализма. Их исполнения Ксенакиса, Фэлдмана, Филиппа Гласса давно уже считаются непревзойдёнными образцами понимания сути современного музицирования. Поэтому соединение ансамбля Хуун-хуур-ту с ансамблем Opus post представляется лучшим вариантом как для реализации хлебниковских идей "сверхповести", так и для воссоздания полноты "материкового" азийского сознания. К тому же уж давно пора противопоставить евроатлантической парадигме реальную парадигму азийского материка.
Хуун-Хуур-Ту Тувинская группа Хуун-Хуур-Ту на протяжении 15 лет является, безусловно, самым известным в мире музыкальным проектом всего бывшего СССР (не считая исполнителей классической музыки и поп-дуэта "Тату"), давшая тысячи концертов на всех континентах и признанная одной их самых выдающихся этно-групп планеты. Музыка Хуун-Хуур-Ту - уникальная, магическая, вобравшая в себя все наследие тувинского фольклора, традиции горлового пения, и развивающая это наследие. Группа прочно входит в элиту world music планеты. Согласно официальной версии, тувинскую музыку открыл миру физик, нобелевский лауреат Ричард Фейнман. Всю жизнь он хотел побывать в Туве, но не воплотил свою мечту, поскольку не смог получить советскую визу. Зато он дал послушать запись тувинского горлового пения этномузыканту Теодору Левину, на которого музыка произвела такое впечатление, что он решил немедленно познакомиться с музыкантами: "Мне захотелось посмотреть на людей, которые издают эти ужасные звуки". В 1987 году Тед Левин организовал этнографическую экспедицию в Советскую Республику Туву. Левин был чуть ли не первым иностранцем, который ее посетил. Добравшись до Кызыла, он познакомился с четырьмя музыкантами, живущими впроголодь в бараках на окраине города. Это и была группа "Хуун-Хуур-Ту", тогда еще "Кунгуртук", продемонстрировавшая Левину свой уникальный дар - горловое пение, когда один вокалист способен выводить две или даже три мелодические линии, сильно (до четырех октав) различающиеся по высоте. Левина настолько потрясло это открытие, что он немедленно пригласил музыкантов в США. Позднее открылось значение таинственного тувинского слова Хуун-Хуур-Ту - расщепление солнечного света в облаках на множество расходящихся лучей. Это название отражает удивительное свойство тувинского языка - передавать в тончайших деталях особенности ландшафта и состояний природы. Хуун-Хуур-Ту тем временем показывали миру уникальные музыкальные традиции своей страны. При этом они не исключали в своей музыке появления элементов других стилей. Именно это музыкальное смешение говорит о том, что Хуун-Хуур-Ту - не вполне "группа горлового пения", и даже не совсем "фольклорный" коллектив. Музыка Хуун-Хуур-Ту, за счет гармоничного сочетания народных и современных инструментов, сильно отличается оттого, что музыковеды привыкли считать тувинской традицией. Это и не удивительно, если вспомнить, что игил - тувинский "дедушка" виолончели, дошпулуур - родственник банджо, хомус - "губная арфа", а бубен тунгур из шаманского арсенала музыкантов - прототип современных ударных. История Хуун-Хуур-Ту начинается в 1992 году, когда тувинцы Кайга-Оoл Ховалыг, Александр Бапа, Саян Бапа и Альберт Кувезин организовали группу "Кунгуртук". В 1993 году из группы ушел вокалист Альберт Кувезин (организовавший впоследствии группу Ят-ха), а его место занял Анатолий Кулууар. Алексей Сарыглар попал в Хуун-Хуур-Ту в 1995 году, заменив Александра Бапа. В 1993 году выходит в свет первая пластинка Хуун-Хуур-Ту - "60 Horses in My Herd" (60 лошадей в моем табуне). С нее-то и начинается нескончаемый тур Хуун-Хуур-тинцев, объехавших с концертами почти весь мир и сыгравших в самых престижных залах Америки, Азии и Европы. Тувинцы услышали признания в любви многих легендарных музыкантов, например, довольно немногословного лидера King Crimson Роберта Фриппа. На Западе музыка группы Хуун-Хуур-Ту пользуется огромной популярностью. Многие выдающиеся музыканты различных направлений выразили желание сотрудничать с Хуун-Хуур-Ту. Большим энтузиастом в продвижении их музыки был Фрэнк Заппа (Frank Zappa), незадолго до своей смерти пригласивший тувинцев в свою домашнюю студию (1993 г.). Музыка Хуун-Хуур-Ту в то лето собрала вместе многих друзей Заппы, записавшихся с тувинскими музыкантами: The Chieftains, Джонни "Гитар" Уотсон (Johni "Guitar" Watson) и Л. Шанкар (L.Shankar). Кронос Квартет (Kronos Quartet) - элита современного камерного авангарда - также записал несколько композиций совместно с Хуун Хуур-Ту, одна из которых, "Конгурей", открывает альбом Кронос Квартета "Night Prayers". В 1994 г. Кронос и Хуун-Хуур-Ту дали совместный концерт в переполненном 4-хтысячном Мемориальном Зале Стэнфордского Университета. Дебютом тувинских музыкантов в кино стала запись в Голливуде музыки к фильму режиссера Уолтера Хилла (Walter Hill) "Джеронимо - американская легенда" ("Geronimo - An American Legend"), киностудия "Columbia Pictures". Соавтором тувинцев в этом проекте был известный музыкант Рай Кудер (Ry Cooder). Еще одна совместная запись была сделана с Микки Хартом (Mickey Hart) - барабанщиком культовой группы "Грейтфул Дед" (Grateful Dead) и известным продюсером world music. За истекшие десять с лишним лет Хуун-Хуур-Ту записалась и выступила с выдающимися музыкантами самых различных направлений и стилей: Stevie Wonder, Bob Weir (Greatful Dead), Trilok Gurtu, Fun-Da-Mental, Bulgarian Voices Angelite и другие. В Японии Хуун-Хуур-Ту играл с известным там ансамблем "Кодо", исполняющем народную музыку исключительно в "ударном" варианте - на барабанах, самый большой из которых весит 320 килограммов. В Бельгии записана танцевальная версия ряда песен Хуун-Хуур-Ту, которая доводит бельгийских рэйверов до экстатического транса. В Софии состоялась запись совместного проекта с обладателем премии "Grammy" - Болгарским женским хором, получившим мировую известность под именем Les Mystere Des Voix Bulgares.
На данный момент в состав группы входят: Кайга-Оол ХОВАЛЫГ Невероятно талантливый певец-самоучка Ховалыг был пастухом до 21 года, пока его не пригласили в Тувинский государственный ансамбль. Он переселился в Кызыл и начал обучаться горловому пению. Он один из основателей ансамбля Хуун-Хуур-Ту, покинул Тувинский ансамбль в 1993 году, чтобы посвятить себя творчеству в только что созданном квартете. Ховалыг, прежде всего, известен своим уникальным исполнением хоомей и каргыраа (вокальные стили).
Саян БАПА Сын тувинца и русской, вырос в индустриальном городке Ак-Довурак. Он занимался музыкой в Кисловодске, где играл на бас-гитаре в русской джаз-роковой команде в течение нескольких лет. В начале 90-х вернулся в Туву, к музыкальным корням, где стал участником фолк-роковой группы, исполняющей традиционную тувинскую музыку на современных инструментах. Один из основателей Хуун-Хуур-Ту, Саян Бапа - универсальный инструменталист, он играет на дошпулуур, игиле и акустической гитаре. Как вокалист он специализируется на стиле каргыраа.
Алексей САРЫГЛАР Алексей Сарыглар попал в ансамбль в 1995 году, заместив Александра Бапа. Он получил музыкальное образование в Улан-Удэ по классу перкуссии и стал участником государственного ансамбля "Сибирский сувенир". Безмерно талантливый музыкант, исполняющий сыгыт, эксперт по тувинской перкуссии и струнным инструментам, играет также на рояле. Как и другие члены группы, живет в Кызыле.
Во всех известных музыкальных энциклопедиях Хуун-Хуур-Ту называется самым выдающимся музыкальным явлением России за последнее десятилетие. Группа была номинирована на BBC World Music Award - самую престижную в мире ежегодную награду в сфере этно-музыки. С большими восторженными статьями выступили практически все крупные американские газеты (New York Times, Washington Post, Los Angeles Times…)
New York Times назвала концерты Хуун-Хуур-Ту "музыкальным чудом", а San Francisco Chronicle - "вокальной магией". Boston Globe объявил гастроли тувинцев "главным событием world music года". Тувинской группе были посвящены популярные радио- и телепередачи компаний ABC, CBS, NBC, CBC, WNYC ("New Sounds"), MTV ("John Steward Show").
Западная пресса о музыкантах: " Кайга-Оол ХОВАЛЫГ - Паваротти горлового пения " (Newsweek) "Из этих музыкантов исходит деревенская веселость и искренняя выразительность" (Jazz Times) "Это незнакомая, в тоже время очень доступная, пришедшая из другого мира и глубоко духовная музыка, которая корнями уходит в звуки природы" (The Chicago Tribune) "Представьте прохладный свежий воздух, где высоко над уровнем моря дикие степи, бурные реки, поющие птицы, быстрые кони, юрты и культура, соединяющая в себе буддизм и шаманизм. Теперь представьте, что все это есть в музыке. С ритмом. Так это и звучит" (Union News, Спрингфилд) Ансамбль "OPUS POSTH." был создан в 1999г. Татьяной Гринденко. В основу деятельности ансамбля положена концепция композитора и философа Владимира Мартынова, определяющая как название ансамбля (opus posthumum - посмертная публикация музыкального произведения), так и современную культурную ситуацию. Суть концепции - осознание необратимости процесса крушения фундаментальных принципов, служащих базисом композиторской музыки и рождение нового пространства музицирования. Потенциал композиторской музыки или опус-музыки исчерпан. В этом смысле opus-posth-музыка - это то, что следует за опус-музыкой и заменяет ее. Не выражать и переживать реальность, но пребывать в ней - такова цель opus-posth-музыки. Музыканты ансамбля пытаются создать новую музыкальную ситуацию и новое пространство музицирования, оперируя с некомпозиторскими традициями (архаическим фольклором, григорианскими и византийскими распевами) на основе последних композиторских методик (репетитивность, новая простота). Стилистика ансамбля объединяет различные традиции исполнения (аутентичную, авангардную, архаический фольклор), которые не ограничиваются архетипом европейского струнного звучания XVIII-XIX столетий. В этом направлении ансамблем осуществлены проекты: "Обратная перспектива - русский минимализм", "Ночь в Галиции", "Времена года", "Русско-немецкий Реквием", " Бах-2000", "Игры Ангелов и людей", "Прекрасное - есть жизнь" и др. Ансамбль сотрудничает с ведущими художниками, режиссерами и музыкантами, среди которых - Анатолий Васильев (Театр "Школа драматического искусства"), Юрий Любимов ("Театр на Таганке"), Илья Эпельбаум ("Театр Тень"), В. Фокин, Л.Федоров ("Аукцыон"), Н.Судник, ("ЗГА"), Ф. Инфантэ-Арана, В. Колейчук и др. В репертуаре ансамбля музыка западных и российских композиторов XX-XXI вв. - Ф. Гласс, Я. Ксенакис, Д. Адамс, П. Дрешер, Г. Канчели, А. Бакши, П. Карманов, В. Мартынов и др. На студиях "CCn'C Records" и "Long Arms Records" ансамблем выпущены СD: "Тетрактис" А. Батагова, "Гимны", "Ночь в Галиции", "Come in!", "Реквием", ""Stabat Mater", "PASSIONSLIEDER", "Литании Богородице" В. Мартынова, а также "Семь последних слов Спасителя на кресте" Й. Гайдна - запись, получившая высшую оценку центрального музыкального издания Европы "Strad". "OPUS POSTH." "... нести подлинное знание, оставаясь верным себе, - цели, которым неуклонно следует Татьяна Гринденко и "Opus Posth.". В отношении их искусства никак не скажешь о бесстрастности и отчужденности - струны рвутся, мышцы напряжены". ("Zaart7") "На сцене стояли профессионалы экстра-класса, выдающие идеально интонируемое, ритмически острое, фантастически слаженное звучание". ("Культура", Гюльнара Садых-Заде) "Два концерта камерного ансамбля OPUS POSTH. под управлением Татьяны Гринденко стали доказательством тому, что самая-то современная музыка - как раз та, что обращена к простым смертным и говорит с ними (нами) на понятном языке, простота которого не снижает градуса новизны". (Laterna Magica, Ольга Комок) "Блестящее исполнение отличалось мощным энергетическим посылом. В программе концерта были сочинения современных композиторов-минималистов. Каждое выступление музыкантов похожих на настоящих первооткрывателей, знакомит российских слушателей с практически неизвестными у нас опусами… Играя Ксенакиса, группа OPUS POSTH. извлекала почти мистическую энергию из сложной системы звуковых комбинаций композитора, основанной на математических расчетах". ("Независимая газета", Ольга Романцова) "Девять музыкантов играли аскетично по духу и чувственно по звучанию, плотное, ровное, безвибратное движение смычков рождало аккорды, подчас с металлическим, как у варгана отсветом, подчас с диковинным спектром обертонов…. Математическая строгость темпов, оттенок эйфорического транса, внеиндивидуальная заданность чувства. Точность, слаженность и коллективное служение задачам игры были на высоте, как в старой ремесленной мастерской или дзенбуддистской рок-группе". ("Известия", Петр Поспелов)
Татьяна Гринденко - выпускница Московской Государственной консерватории им. П.И.Чайковского, ученица знаменитых педагогов - профессоров Б.А.Сергеева (Санкт-Петербург), Ю.И.Янкелевича и М.С. Глезаровой (Москва). Лауреат многих международных конкурсов, в т.ч. им. П.И. Чайковского и имени Г.Венявского, народная артистка России. Музыкальные интересы Татьяны Гринденко никогда не ограничивались рамками академической музыки. Татьяна Гринденко входила в состав одной из первых в СССР рок-группы "Бумеранг", а затем в рок-группу "Форпост". Участвовала в различных авангардных акциях и фестивалях. В 1980 году по инициативе Татьяны Гринденко был создан первый в СССР барочный ансамбль "Академия старинной музыки", которым она бессменно руководит до сих пор. С 1989 года Татьяна Гринденко выступает с ведущими оркестрами мира, среди которых: Венский Филармонический, Дрезденская Штаатскапелла, оркестр Берлинской Филармонии, Лейпцигский Гевандхаус, симфонические оркестры Бруклина, Лос-Анжелеса, Милана, Турина, Рима, Москвы, Санкт-Петербурга и др. Ее партнерами по сцене стали выдающиеся музыканты: К. Мазур, К. Зандерлинг, К. Кондрашин, Г. Рождественский, Ю. Темирканов, М. Ростропович, Ф. Брюгген, А. Любимов, А. Князев и др. Татьяне Гринденко посвятили свои сочинения такие композиторы, как А. Шнитке, А. Пярт, В. Мартынов, Л. Ноно, В. Сильвестров и др. Особый интерес представляет многолетнее и постоянное сотрудничество Татьяны Гринденко с Гидоном Кремером. Ими осуществлены множество концертных программ и выпущены диски на студиях Eurodisk, Deutsche Grammophon, Ariola и др. Татьяна Гринденко является музыкальным руководителем целого ряда театральных постановок и перформансов: опера "ILRe Pastore" Б.Галуппи, "Волшебная флейта" Моцарта (реж. К. Поспелова), "Моцарт и Сальери" (реж. А.Васильев, комп. В.Мартынов), "Идите и остановите прогресс" (реж. Ю.Любимов, комп. В.Мартынов), "Орфей" (реж. И.Эппельбаум, комп. Е.Фомин, 18 век). В 1999 году на базе ансамбля "Академия старинной музыки" специально для осуществления проекта "Новое сакральное пространство" был создан ансамбль "OPUS POSTH.". В основу создания ансамбля положена концепция композитора и философа Владимира Мартынов о "посткомпозиторской" реальности и музыкальной культуре будущего. Ансамбль работает в жанре, лежащем в пограничной области между оперой, концертом, фольклором и авангардом. В этом направлении Татьяной Гринденко осуществлены мультимедийные проекты: "Ночь в Галиции", "Времена года", "Русско-немецкий реквием", "Игры ангелов и людей", "Песнь Песней", "БАХ-2000", "Зимы не будет", "Песни обреченных", "Семь последних слов Спасителя на Кресте" и др. В репертуаре ансамбля современные (XX в.) и новейшие (XXI в.) произведения западных и российских композиторов. Записи Татьяны Гринденко выходили на фирмах Мелодия, Ondine, Erdenklang Musikverlag, CCn'C RECORDS, RCA, ECM, Wergo, Long Arms Records. За выдающиеся достижения в музыкальном искусстве Татьяна Гринденко удостоена Государственной Премии РФ.
Владимир Мартынов Владимир Мартынов родился в 1946 году. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции в 1970 году (у Николая Сидельникова) и по фортепиано в 1971 году (у Михаила Межмулова). Еще в студенческие годы Мартынов заявил о себе как яркая композиторская личность. Его талант высоко оценила Надя Буланже, познакомившаяся с его работой в Москве. В. Мартынов начал как представитель авангарда, один из наиболее радикальных среди советских композиторов этого направления. Додекафонно-серийные композиции первой половины 70-х годов демонстрируют утонченную музыкальность, рафинированную технику, интеллектуальный артистизм. Творческий облик В. Мартынова складывается в сложной эволюции, которая отражает его многосторонние интересы. Он изучает музыку XX века - Западного Средневековья и Возрождения, издает серию монографических сборников из произведений Хенрика Изака, Гильома де Машо, Андреа Габриели, Джона Ланстейбла, Гильома Дюфаи (1976-1980) для инструментальных ансамблей. Собиратель и исследователь фольклора, он в течение нескольких лет предпринимает фольклорные экспедиции в различные районы России, на Северный Кавказ, в Центральный Памир, горный Таджикистан. В 1973 году начал работать в Московской экспериментальной студии электронной музыки. Увлечение электроникой совпало с углубленным изучением восточных религий и культур, христианской философии Запада и Востока. В электронной студии В. Мартынов реализовал ряд электронных композиций, порывающих с авангардом и отражающих выход к новым эстетическим, этическим и духовным ориентирам. Период 1976-1978 годов - продуктивный и крайне важный в творческой эволюции композитора. Поворот от гиперконструктивности авангарда к "новой простоте" означал переход к минималистской композиции (включающий стиль minimal music, исторические стили и жанры, эстетику арт-рока), к ее ритуальности в музыке, к религиозной теме. В 1975-1976 годах В. Мартынов участвует в концертах ансамбля старинной музыки (блок-флейта), исполняющего произведения XIII-XIV веков Италии, Франции, Испании. В 1976-1977 годах выступает в составе Московского ансамбля солистов (фортепиано, электронные клавишные), исполнявшего авангардную, электронную и минималистскую музыку (Кейдж, Штокхаузен, Лигети, Райли, Фелдман, Сильвестров, Артемьев, Мартынов, Пярт, а также музыку западноевропейского средневековья). 1977-78 годах - создал свою рок-группу "Форпост" (лидер, композитор, клавишник-электронщик). Концерты, акции, фестивали. В 1978 году В. Мартынов отходит от композиторской деятельности и посвящает себя религиозному служению. Преподает в духовной академии Троице-Сергиевой Лавры (с 1979 по сей день). Занимается расшифровкой и реставрацией памятников древнерусского богослужебного пения, изучением древних певческих рукописей в ряде монастырей. Создает музыку для богослужения по древним канонам. В 1984 году возвращается к композиции. Канонический тип творчества. Постмодерн. Минимализм. Техника бриколажа. Крупнейшие произведения "Come in!", Плач Иеремии, Апокалипсис, Ночь в Галиции, Магнификат, Реквием, Упражнения и танцы Гвидо. Занимается литературной деятельностью, издает книги (издано 4 монографии), статьи религиозно-философского и историко-культурологического направления. Выступает на научных конференциях. С 2002 года проходит ежегодный фестиваль Владимира Мартынова: 2002 - ТАНЦЫ КАЛИ-ЮГИ, 2003 - Зона OPUS POSTH, 2004 - Зона POSTH OPUS POSTH, 2005 - ПРЕДМЕТЫ И ФИГУРЫ (интерьер после оргии). Ведущие режиссеры поставили ряд спектаклей на его музыку. Анатолий Васильев: МОЦАРТ И САЛЬЕРИ - РЕКВИЕМ, ИЛИАДА 23-Я ПЕСНЯ, Юрий Любимов: АПОКАЛИПСИС, ИДИТЕ И ОСТАНОВИТЕ ПРОГРЕСС, Илья Эппельбаум: ВРЕМЕНА ГОДА. Пишет произведения - НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ (для Кронос Квартета 2002), ГИМН МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (2005), ПОСВЯЩЕНИЕ СИНГАПУРУ (2005). Лауреат Государственной премии (2003). Участвовал во Всемирной Театральной Олимпиаде (Москва, 2001 - Апокалипсис), Фестивале Триалогус (Таллин, 2005 - Игра ангелов и людей) и т.д. С 2003 года активно занялся мультимедийными проектами и инсталляциями. Участвовал в выставках в России и за рубежом. Осуществил ряд проектов с Д. Приговым, Л. Рубинштейном, а также рок-группой АУКЦЫОН, Л.Федоровым. Лауреат Международных конкурсов "Академический хор "Млада" Художественный руководитель: Лауреат премии Пермской области в сфере культуры и искусства, заслуженный работник культуры РФ Ольга Выгузова. "Академический хор "Млада" давно уже пользуется неизменным успехом у пермской публики, благодаря высокому исполнительскому мастерству и особым подходом к выбору репертуара. Именно это обеспечивает коллективу неизменный аншлаг на всех концертах и признание среди профессионалов на престижных конкурсах хоров. "Академический хор "Млада" - лауреат Международных и Всероссийских конкурсов и фестивалей. За 16 лет своего существования покорил своим искусством Францию, Германию, Швецию, Италию, Австрию. Выступал на престижных площадках нашей страны: Большой зал Московской консерватории, Колонный зал Дома Союзов, концертный зал им. П. И. Чайковского, Храм Христа Спасителя, Государственный Кремлевский Дворец и др. |