НОВОСТИ
ВИДЕО
ФОТО
 
Назад | на Главную
200-летию со дня рождения Фредерика Шопена посвящается

24 октября в 18.00
Органный концертный зал Пермской филармонии В рамках проекта "ПАРАД ЮБИЛЕЕВ".



Исполнитель: РЭМ УРАСИН (фортепиано)


Программа "Фредерик Шопен: Молодые годы. Сочинения, созданные в Париже в 1831-33 гг."



Выбор исполнителя станет особенно понятным, если вспомнить, что пианист известен в стране как превосходный интерпретатор музыки великого поляка, лауреат многих международных конкурсов и в частности - Московского международного конкурса юных пианистов им. Ф.Шопена (1992) и XIII Международного конкурса им. Ф.Шопена в Варшаве (1995). Урасина не раз называли "посланником Шопена" - за дарование, искренность и теплоту, соединенные с мудростью и убедительностью трактовок. Вторую программу в исполнении Рэма Урасина, посвященную Шопену, пермяки увидят в марте в рамках абонемента "Волшебные звуки рояля".


Народный артист Республики Татарстан, Лауреат Международных конкурсов, РЭМ УРАСИН (фортепиано)

Рэма УРАСИНА называют одним из самых романтических пианистов молодого поколения. Он один из тех, кто умеет в звуках по-рыцарски воспевать любовь поэта, воспламеняться страстью и парить над обыденностью.

Уже в 15 лет одаренный музыкант победил на Международном юношеском конкурсе имени Шопена в Москве, а через три года Рэм стал лауреатом XIII Международного конкурса имени Шопена в Варшаве (1995). Среди многочисленных откликов прессы было много откровенно восторженных. Его называли "фантастическим татарином", одна из зарубежных газет писала: "Это играл сам Шопен". Польская публика называла Урасина "шопеноподобным", а пианист Пауль Бадура-Шкода отзывался о нем как о "превосходном исполнителе музыки Шопена".

Пианист родился в 1976 году в Казани. С пяти лет он начал учиться игре на фортепиано в ССМШ при Казанской государственной консерватории (класс М.В. Сухаренко), а в восемь выступил с симфоническим оркестром Татарской филармонии. В 13 лет Рэм появился на сцене с сольной программой, состоящей из произведений великого классика. Именно после этого о нем заговорили как о новой звезде фортепианного исполнительства. В 1994-2001 годах Урасин учился в Московской консерватории и ассистентуре-стажировке у профессора Л.Н.Наумова.

В 2001 году Рэм Урасин становится обладателем Гран-при престижного международного исполнительского конкурса в Монте-Карло. 2004 год принес пианисту звание лауреата на конкурсе пианистов в Сиднее и четыре специальных приза - за лучшее исполнение концерта Моцарта, произведений Шопена, сочинения австралийского композитора и приз зрительских симпатий.

Пианист выступал с концертами во многих городах России и за рубежом: играл с Российским национальным оркестром, Московским филармоническим и Оркестром Варшавской филармонии, Сиднейским симфоническим, Венским и Краковским камерными оркестрами, Екатеринбургским камерным оркестром и другими коллективами в сотрудничестве с такими дирижерами, как В.Спиваков, К.Корд, А.Вит, В.Дударова, А.Рудин… Талантливому музыканту рукоплескали в Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Италии, Польше, Словакии, Исландии, Японии, Тайване, Австралии и других странах.

С большим успехом проходили его сольные концерты в Большом и Малом залах Московской консерватории, Концертном зале имени П.И.Чайковского, Зале Гаво (Париж), Сантори-холле (Токио), Изуми-холле (Осака), Opera House (Сидней), Beijing Concert Hall (Пекин) и других крупнейших залах мира.

Музыкант записал несколько компакт-дисков. Казанские кинематографисты сняли о нем два фильма: "Это вечное чудо" (1993) и "Большая игра" (2000).

Талант Рэма Урасина проявляется разнообразно: он сочиняет музыку, пробует себя в качестве дирижера. Большим успехом пользуются его транскрипции для фортепиано.

Молодой пианист обладает редкой способностью всякий раз по-новому воссоздавать образный строй хрестоматийных произведений, и это рождает на его концертах неповторимую атмосферу творчества. "Его дарование, по счастью, сочетает искренность, теплоту, элегантность с мудростью и выношенностью оригинальных, всегда убедительных трактовок исполняемых произведений. Его талант многогранен, находится в постоянном развитии, вечном стремлении к поискам мучительным и радостным", - так сказал о своем ученике Рэме Урасине профессор Московской консерватории Л.Н.Наумов.


Фридерик Шопен (1810-1849)
- польский композитор и пианист. Полное имя Фридерик Францишек Шопен. Музыке Шопена присущи лиризм, тонкость в передаче различных настроений; его произведения отличаются широтой национально фольклорных и жанровых связей. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией. 2 концерта (1829, 1830), 3 сонаты (1828-44), фантазия (1841), 4 баллады (1835-42), 4 скерцо (1832-42), экспромты, ноктюрны, этюды и другие произведения для фортепиано; песни. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.

Юный гений Фридерик Шопен родился 1 марта 1810 года, Желязова Воля, в Польше, в смешанной французско-польской семье; родным языком Шопена был польский. В 1816-1822 обучался игре на фортепиано у Войцеха Живного (1756-1842), чье преподавание основывалось на музыке Иоганна Себастьяна Баха и венских классиков. По-видимому, тогда же состоялось первое знакомство будущего композитора с итальянским бельканто.

Неповторимый мелодический стиль Шопена складывался под совокупным влиянием Вольфганга Амадея Моцарта, польской национальной музыки, в частности, салонных пьес его старших современников Михаила Клеофаса Огиньского, Марии Шимановской и других, а также итальянской оперы.

Первые композиторские опыты Шопена (два полонеза) относятся к 1817 году. С 1819 года он выступает как пианист в варшавских аристократических салонах. В 1822 году Шопен начал заниматься частным образом у ведущего польского композитора Юзефа Эльснера. В 1823 году он поступил в Варшавский лицей, незадолго до окончания которого опубликовал свой первый опус - Рондо c-moll (1825). В 1826-1829 годах Шопен учился в классе Эльснера в варшавской Главной школе музыки. К этому периоду относятся Вариации на тему дуэта из оперы Моцарта "Дон Жуан" для фортепиано с оркестром соч. 2, Первая соната соч. 4 и ряд пьес. При окончании консерватории Шопен был официально удостоен характеристики "музыкальный гений".

Добровольное изгнание

В 1829 и 1831 годах Фридерик Шопен с успехом концертировал в Вене. Тогда же немецкий композитор и музыкальный критик Роберт Шуман восторженно отозвался в печати о Вариациях соч. 2 ("Шапки долой, господа, перед вами гений!"). Весть о поражении польского восстания 1830-1831 застала Шопена, когда он находился в Штутгарте (согласно популярной легенде, Шопен откликнулся на нее пьесой, которая ныне широко известна как "Революционный этюд"). Будучи убежденным сторонником польской независимости, Фридерик отказался вернуться на родину и обосновался в Париже, где вскоре приобрел репутацию выдающегося педагога и пианиста. Он был принят в высших кругах парижской аристократии, познакомился с популярными пианистами-виртуозами Ф. Калькбреннером и К. Плейелем (которые оказали ему практическую помощь в первый период его парижской жизни), бельгийским музыковедом и композитором Франсуа Жозефом Фетисом, композиторами Ференцом Листом, Винченцо Беллини, французским живописцем, графиком и художником Эженом Делакруа, писателями Генрихом Гейне, Виктором Гюго, другими видными представителями парижской художественной элиты; среди его друзей были также представители польской эмиграции. В 1835 и 1836 годах Шопен выезжал в Германию (где встречался, в частности, с Шуманом и Феликсом Мендельсоном), в 1837 году - в Лондон. Между тем у него развивался туберкулез легких, первые симптомы которого обнаружились еще в 1831 году. Вскоре Ф. Шопен фактически отказался от карьеры виртуоза, ограничив свою концертную деятельность редкими выступлениями, преимущественно для немногочисленной аудитории, и сосредоточился на композиции, публикуя свои опусы одновременно в Париже, Лондоне и Лейпциге.

Рядом с Жорж Санд

В 1837 году начался роман Шопена с известной французской писательницей Жорж Санд, которая относилась к Фридерику Шопену отчасти по матерински, как к хрупкому и незрелому созданию, за которым необходим постоянный уход. Зиму 1838-1839 годов Шопен и Ж. Санд провели на острове Майорка (Испания), что благотворно повлияло на здоровье композитора. Его связь с писательницей продолжалась около 10 лет. После разрыва с Ж. Санд (1847) здоровье Шопена резко ухудшилось.

В феврале 1848 года он дал свой последний концерт в Париже. Начавшаяся несколько дней спустя революция вынудила Шопена выехать в Великобританию, где он провел семь месяцев, играя в аристократических салонах (в том числе для королевы Виктории) и давая уроки. По возвращении в Париж Шопен уже не был в силах заниматься с учениками; летом 1849 года он написал свое последнее произведение - Мазурку f-moll соч. 68.4.

Виртуоз и импровизатор

Почти вся музыка Фридерика Шопена предназначена для фортепиано (среди немногих исключений - поздняя Соната для виолончели и фортепиано, посвященная другу композитора, виолончелисту О. Франкомму, и полтора десятка песен на слова польских поэтов). По отзывам современников, Шопен был вдохновенным импровизатором. Он сочинял в процессе игры, мучительно пытаясь зафиксировать свои музыкальные идеи в нотах.

Наследие Шопена невелико по объему, однако воплощенный в нем художественный мир универсален. Один из полюсов творчества Шопена составляют юношеские виртуозные пьесы (в том числе рондо) и произведения для фортепиано с оркестром (два концерта, 1829-30, и другие), в которых он еще придерживается традиционных форм романтического пианизма "большого стиля". На другом полюсе находятся монументальная Третья соната h-moll (соч. 58, 1844) и окружающие ее Фантазия (1841), Колыбельная (1843-44), Баркарола (1845-6), Третья и Четвертая баллады (1840-41, 1842), Четвертое скерцо (1842), три мазурки соч. 56 (1843), три мазурки соч. 59 (1845), Полонез-фантазия (1845-46), ноктюрны соч. 62 (1846) - произведения огромной выразительной силы и благородства, новаторские по форме (для позднего Шопена характерна свободная трехчастная форма с длительно подготавливаемой сокращенной репризой, которая обычно переходит в сжатую коду), фактуре, гармоническому языку. Между этими двумя полюсами располагаются этюды, прелюдии, ноктюрны, вальсы, мазурки, полонезы, экспромты - неизменно совершенные во всех деталях и многообразные, как сама жизнь. Поэт и музыкант Борис Леонидович Пастернак считал это многообразие отличительной чертой Шопена и называл его творчество "орудием познания всякой жизни".

Музыка Шопена почти целиком выдержана в гомофонно-гармоническом складе; отсутствие контрапункта в обычном смысле компенсируется в ней богатой игрой аккомпанирующих голосов, создающей эффект тончайшей подголосочной полифонии. Многие его пьесы написаны в популярных бытовых, салонных, учебных (этюды) жанрах, однако под пером Шопена их жанровые прототипы приобретают совершенно новый масштаб. Слова Шумана об одном из этюдов Шопена (соч. 25.1): "Это не столько этюд, сколько поэма" приложимы ко всем остальным этюдам, а также к большинству мазурок, вальсов, прелюдий, ноктюрнов и др. (жанровое начало преобладает над поэтическим лишь в некоторых ранних пьесах Шопена). Для его гармонии характерны необычайно смелые тональные сопоставления и модуляции (часто принимающие форму внезапных "соскальзываний" в отдаленные тональные сферы), экскурсы в сферу чистой хроматики или модальности.

Фридерик Шопен умер 17 октября 1849 года, в Париже. На отпевании в парижской церкви св. Марии Магдалины присутствовало около трех тысяч человек; звучали его Прелюдии e-moll и h-moll из соч. 28 и Реквием Моцарта. На похоронах оркестр играл траурный марш из его Второй сонаты b-moll соч. 35. По желанию Шопена, его сердце было перевезено в Польшу; оно покоится в варшавской церкви Святого Креста.

Влияние гармонического и мелодического языка Шопена прослеживается в творчестве таких разных выдающихся людей, как: венгерский композитор, пианист и дирижер Ференц Лист; немецкий композитор, дирижер и музыкальный писатель Рихард Вагнер; французский композитор, один из основателей Национального музыкального общества Габриель Форе; французский композитор, основоположник музыкального импрессионизма Клод Дебюсси; норвежский композитор, пианист и дирижер Эдвард Григ; испанский композитор и пианист Исаак Альбенис; русский композитор Петр Ильич Чайковский, русский композитор и пианист Александр Николаевич Скрябин; русский композитор, пианист и дирижер Сергей Васильевич Рахманинов, польский композитор и пианист Кароль Шимановский.

С 1927 года в Варшаве проводится Международный конкурс имени Шопена. (Л. О. Акопян)


 
DatsoGallery Multilingual By Datso.fr

 
© 2008 — 2013 WWW.ART59.RU
Галерея | Антиквариат | Новости и события | Выставки | Авторы | Интервью | Фотографии | Журнал Перми | Конкурсы

При использовании материалов указание источника www.art59.ru и гиперссылка на http://www.art59.ru/ обязательны.
Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам.