Подведены итоги фестиваля "Флаэртиана-2009". Золотого Нанука и 250 тысяч рублей премии увез в Китай Юй Гуани, режиссер фильма "Петь, чтобы выжить". На эти деньги Гуани сможет продолжить съемки эпопеи о жителях его родного, но умирающего теперь поселка на севере Китая. Остальные участники, в качестве главного приза получили уникальный опыт общения сразу с таким большим количеством хорошего документального кино. О том, как удалось провести фестиваль в этом году на должном уровне, мы поговорили с директором "Флаэртианы" Павлом Печенкиным. - Как ваше настроение после завершения фестиваля? Вы всем довольны? - Мои комплексы не позволяют мне говорить, что я доволен. Конечно, я не доволен всем! А если серьезно, то я в первую очередь хочу выразить благодарность зрителям фестиваля. Мы вместе учимся смотреть документальное кино, и с каждым годом это получается у нас все лучше и лучше. Вот главный повод для радости и гордости. - А по части финансирования в этом году ведь было гораздо сложнее, чем в предыдущем? - Да, на федеральном уровне бюджет фестивалю урезали. Зато с "местными" деньгами ничего не поменялось. Но это потому, что мы успели их получить еще до начала глобальных финансовых коллизий. А вообще, обертка не главное. Важно, что нам удалось в этом году подобрать качественную программу, пригласить интересное жюри. Кроме того, появились новые номинации. Например, абсолютно уникальная "Флаэртиана-онлайн". - Будете ли вы продолжать "Флаэртиану он-лайн"? - В этом нет сомнений - обязательно будем. Тем более, что "Флаэртиана-онлайн" достаточно дешевый в плане организации конкурс. Зато очень результативный. В этом году мы увидели много интересных работ от профессионалов и любителей. - Расскажите о втором и третьем призе "Флаэртианы-2009". На церемонии закрытия вы о них не упоминали. - К сожалению, не вспомню сейчас имена обладателей. Второе место получил человек, написавший интересную заявку о жизни ВИЧ-инфицированных. Тема, вроде бы, достаточно тривиальная, но заявка на самом деле оказалась интересной. Мне лично понравилось. Автор - пермяк. Он литератор. Но я впервые о нем услышал на фестивале, надо познакомиться.
Третье место получила заявка о жизни челночницы: девушка живет тем, что привозит вещи из Китая и продает их у нас, в России. Но, несмотря на некоторую маргинальность, фильм очень легкий и поэтический. Главная героиня - девушка веселая, она просто радуется жизни и не сетует на судьбу. Хорошая заявка. Правда, в последнее время уже было снято несколько фильмов на похожую тему, поэтому только третье место. - Павел Анатольевич, расскажите, какова судьба фильмов - победителей прошлых фестивалей? Где-то их потом показывают? И вообще, какова судьба документального кино в современном мире? - Что скрывать, судьба непростая. Системы проката таких фильмов пока не существует. Есть только фестивали и киноклубы. Но я знаю одно - документальному кино в современном мире нет альтернативы. И главная задача фестиваля - дать возможность как можно большему количеству талантливых людей снимать.
Кроме того, я убежден, что в стране, где есть документалистика, существует и гражданское общество. Поэтому мы будем заниматься этим фестивалем. Это нужно всем. Светлана Долдина |