Китаец Юй Гуани привез на "Флаэртиану-2009" свой второй фильм "Петь, чтобы выжить". А домой увозит "Золотого Нанука" и обещание рассказать всем знакомым документальстам о Перми - чтобы тоже на фестиваль приезжали.
Художник по образованию, долгие годы проработавший гравером по дереву, пять лет назад Гуани взял в руки камеру. И, не мудрствуя лукаво, отправился в лесной поселок, где когда-то родился. Там стал снимать последних "лесных" людей, которые тоже скоро оттуда уйдут - потому что работы нет, а их дома все равно собираются сносить.
О художественных достоинствах картины можно спорить, но перед нами невероятно трогательной и честной артефакт.
Человек из народа прошел долгий путь, чтобы взять камеру и снова к своему народу вернуться. Кажется, в первую очередь, чтобы поддержать односельчан. А уж потом снять красивое кино. Как у Гуани поучилось и то, и другое - расскажет сам режиссер. - Я действительно родился в провинции Хэйлунцзян - там, где снят мой фильм. С Сяо Ли - главным героем фильма - познакомился через друга. А когда приехал снимать, то мы все тоже быстро сдружились. История Сяо Ли для Китая вообще довольно типична. Всю жизнь работал лесорубом, потом попал под сокращение, уехал в город, но найти работу там не смог. Так и вернулся обратно в лесной поселок, уже почти бродягой, без жены. Но в лесу хотя бы появилась возможность охотиться, завести огород. В общем, жить натуральным хозяйством. Однако вскоре и эта жизнь закончилась. Поселок сносят, на его месте строят дамбу. Сяо Ли готовится к неизбежному переезду в город. Последние полгода его жизни в лесу я провел вместе с ним. - Вам легко дались съемки в таких эстримальных условиях? - Говорю же, я там родился и точно так же жил в маленьком доме, в лесу. Денег у моей семьи тоже было очень мало. Сейчас, конечно, я живу в городе и не хотел бы вернуться обратно в эти хижины. Тем не менее, жизнь с лесорубами во время съемок фильма была для меня вполне привычной. - А почему вы вообще решили взять в руки камеру и начать снимать документальное кино? - Во-первых, мне очень хочется, чтобы забытые уголки Китая, которые исчезают с лица земли, остались хотя бы на кинопленке. Скоро на месте лесного поселка будет построено водохранилище и я уже не смогу придти туда отдохнуть, понасталгировать - место будет совсем другим. Зато смогу пересмотреть фильм. Наверное, я его в первую очередь для себя снял.
Еще мне хочется, чтобы мир узнавал Китай с разных сторон. Да, у нас бурно развивающаяся экономика, переполненные города и социализм. Но еще у нас есть такие вот богом забытые поселки, где внешне жизнь очень неприглядная и даже страшная. Но за неприятной оболочкой все же скрывается внутреннее благородство. По крайней мере, мне мой герой симпатичен. Несмотря на то, что, да, он бродяга и ведет себя иногда немного странно.
И главная причина. Мне просто хотелось помочь Сяо Ли и его друзьям. Я выхлопотал им оформление пенсии, что в Китае довольно сложно. И надеюсь на то, что фильм увидят другие люди и тоже смогут как-то помочь. - А кто в Китае видел ваш фильм? - Ну, у нас в стране показывать такое кино где попало нельзя. Фильм "Петь, чтобы выжить" мы демонстрировали только в китайских университетах, для студентов. Может, когда-нибудь покажем еще где-то. - А много ли еще в Китае таких вот людей, живущих за чертой бедности? Которым помочь могут разве что документалисты? - Да вовсе нет! Таких людей много, но проблемы их решаются на государственном уровне. Конечно, происходит это пока довольно медленно. Но что ж поделать. - О чем будет ваша следующая картина? - Мой следующий фильм о продолжение жизни Сяо Ли в городе. Я не могу да и не хочу бросать своего героя. - А тяжело быть в Китае режиссером-документалистом? - Не тяжелее, чем лесорубом. Но деньгами нам никто не помогает - ни государство, ни частные компании. Снимаем все на свои средства.
Вообще, в Китае, наверное, человек двести режиссеров-документалистов. Все друг друга знают. Правда, про "Флаэртиану" слышали не многие. Приеду - обязательно позову коллег сюда в Пермь. - К художественному творчеству не хотели бы вернуться? - Когда уже ноги перестанут ходить и не смогу держать в руках камеру - снова возьмусь за кисть. Но сейчас документалистика поглощает всего меня. Мне хочется снимать и снимать. Светлана Долдина |