НОВОСТИ
ВИДЕО
ФОТО
 
Назад | на Главную
Иванов и друзья

В киносалоне "Премьер"и в Белой гостиной городской администрации открылись две части юбилейной выставки пермского книжного художника Олега Иванова.
В экспозиции "Неизвестный Иванов" представлены обложки, форзацы, титульные листы, иллюстрации к различным книгам, вышедшим в Перми (собрание сочинений А. Меррита в 3-х томах, серия Пермский Майн Рид). Также показаны и иллюстрации к невышедшим книгам: К. Саймак "Город", А. Грин "Алые паруса", Г. Уэллс "Человек-невидимка" и "Война миров", К. Мандзони "Суперсыщик Пипа".


Творчество для Иванова - это особое, волшебное путешествие. И путь, который начался еще в ранней юности, продолжается до сих пор. А что главное в путешествии? Пара друзей рядом, которые всегда подставят плечо в трудную минуту и развеселят, когда станет скучно. Так вот, у Иванова таких друзей не пара, а гораздо больше. Именно они позволяют художнику оставаться молодым и счастливым несмотря ни на какие передряги.
О том, как на творческом пути встретить настоящих друзей, мы решили поговорить со знатоком вопроса Олегом Ивановым.



 

- Олег, вы очень талантливый человек. И рисуете, и веб-сайты оформляете, и компьютеры собираете. Почему больше всего вас заинтересовала именно книжная графика?


- Еще с того времени, когда не умел читать, книгу я воспринимал как волшебство. Мне казалось, что есть люди, которые правят судьбами этого мира, живут где-то там, наверху и делают книги. Потом я подрос и понял, что все эти люди живут рядом с нами, просто они немного другие. Было такое ощущение, что я рожден в том же мире, что и они, но живу в другом. Словно меня потеряли. Я очень долго рвался к ним, наконец - попал. В начале 1990х меня взяли иллюстратором в "Пермское книжное издательство".



- Расскажите, как это произошло?


- Сначала меня очень долго посылали. Художественные редакторы в издательстве менялись, но к кому бы я ни приходил, все спрашивали одно: мальчик, где ты учился? А образования художественного у меня нет. Я честно говорил об этом. Отвечали мне все одинаково: мальчик, рисовать ты не умеешь. При этом работы мои даже не смотрели. Но я все-таки дождался своего часа. Однажды очередным художественным редактором "Пермского книжного" была назначена Светлана Павловна Можаева. Вот она-то и решила, вопреки всем прогнозам, взглянуть на мои рисунки. И сразу же взяла меня на работу. Я, конечно, был счастлив. Но радость длилась недолго. Началась перестройка, книги издавать бросили. Про меня как про книжного графика надолго забыли.



- И все же, удалось вам встретить в литературном мире друзей?


- Не устаю повторять, что я человек очень везучий. Мне посчастливилось встретиться с заслуженным художником России Станиславом Романовичем Ковалевым. Я и его считал существом из верхнего мира. Как-то даже потрогал Станислава Романович за плечо, чтобы еще раз убедиться в его реальности. А вообще, по-моему, простой человек не может рисовать столь запутанные, сложные работы. Это может делать только небожитель.


Еще я поработал, например, с Николаем Павловичем Горбуновым. Он великий рисовальщик. Таких, как он - три на всю страну. Бисти, Новожилов, Горбунов. Три великих графика. Общаясь с ними, я чувствовал себя причастным к чему-то великому. Представьте, стоят мухинские рабочий и колхозница, а снизу маленький инжинеришко со штангенциркулем. Вот так у нас и было.


Мало того. Мне до сих пор кажется, что я маленький мальчик, а они - великие.



- Я знаю, что даже в 1990е, когда работы для книжных графиков не было, вы не унывали, занимались дизайном, работали. Но ведь сейчас ситуация чуть лучше. Расскажите о ваших последних работах с книгой?


- Вы правильно сказали - о последних. На мой взгляд, пройдет еще несколько лет, и книга в традиционном виде перестанет существовать. Будут только электронные варианты. Но меня это не огорчает. Стоять на пути прогресса - глупо. Тем более что я с удовольствием сейчас занимаюсь веб-дизайном и другими подобными проектами. Настоящий художник может найти творчество во всем.


Что касается моей последней работы с книгой, то это была "Чердынь - княгиня гор". Да, мне повезло, завершающий проект - и такой серьезный. Я уверен, что этот текст станет классикой. А работалось мне очень хорошо. Правда, с Алексеем Ивановым мы несколько раз сцеплялись. Но это происходило не из-за личной неприязни. Просто рабочие моменты. Мне-то кажется, что мир язычников был не такой кровавый, как описал его Иванов. Я ведь тоже в свое время серьезно интересовался дохристианской историей Прикамья. Так вот, в Гляденовском городище не было найдено ни одной человеческой кости. Мне кажется, что наши предки были, во-первых, не убийцы, а во-вторых, очень хозяйственные и меркантильные люди. Они богам отдавали то, что самим не нужно. Топор сломался - в жертву. Чашка прохудилась - туда же. Боги питаются дымом, им неважно - есть дырка в чашке или нет. Им все сгодится. Иванов это немножко по-другому показал.


А вообще, до книги "Чердынь - княгиня гор" у меня был большой перерыв, давно ничего не рисовал подобного. Так что начинать было сложно. Я сидел и думал - а в каком стиле, а как.. Иванов ведь пишет очень плотно. Умудряется по три-четыре мысли вбивать в одно предложение. Читать его тяжело, но страшно интересно. А потом я просто взял перышко и начал рисовать так, как рука пошла. Поэтому там смешение разных техник, стилей. Иванову понравилось.



- Вы ведь с детства не только рисуете, но и фотографируете.


Да, когда-то давно фотография спасла меня от страшного уныния. Было мне лет двадцать, вышел я из больницы в очень плохом настроении. Казалось, что жизнь прожита. Потом мне на глаза попался фотоаппарат. Взял - и не смог оторваться! Меня заворожили все эти чудеса: световые пятна, игра теней, блики. На этом вдохновении я как-то из депрессии выцарапался, у меня появились новые идеи. В художнике ведь главное не то, что он картинки рисует, а то, что он может из заднего кармана достать какую-то идею. Заглянуть на мир с изнанки и показать всем, что он там увидел.


Хоть профессионалом в этом деле я себя не считаю, но снимаю с удовольствием до сих пор. Тем более, у меня и в мире фотографии есть удивительные друзья. Горжусь тем, что привелось общаться с отцом пермской художественной фотографии Виктором Чувызгаловым. Хотя, конечно, с таким учителем иногда бывало тяжело. Я помню, как он брал в руку фотографии молодого автора, молча разглядывал и сообщал односложное резюме: тут хорошо, здесь плохо. Все. Больше никаких подробностей от него было не добиться. Тем более, Виктор Яковлевич в выражениях никогда не стеснялся, бывал грубоват. Но мы все равно его очень любили и любим.


Еще один мой товарищ в мире фотографии - Александр Ширинкин. Вот он-то как раз до сих пор является лучшим учителем светописи в Перми. Видимо, любит помогать, подсказывать, направлять. С учениками всегда тактичен. Поэтому их у него так много. Да больше половины всех фотовыставок в Перми - это ученики Ширинкина! И я скромно был в их числе. Общение с Чувызгаловым, Ширинкиным, Постаноговым позволило мне взглянуть на мир их глазами. И это оказалось очень увлекательным!


Вообще, я должен поблагодарить всех своих творческих товарищей. А у меня столько их было на пути! Без них я бы наверняка заскучал и скис. А так - всегда куча идей, возможностей, просто поводов для радости. Спасибо вам, родные!



Светлана Долдина


Иванов и друзья | art59.ru
Иванов и друзья | art59.ru
Иванов и друзья | art59.ru
Иванов и друзья | art59.ru
Иванов и друзья | art59.ru
Иванов и друзья | art59.ru
   

 
DatsoGallery Multilingual By Datso.fr

 
© 2008 — 2013 WWW.ART59.RU
Галерея | Антиквариат | Новости и события | Выставки | Авторы | Интервью | Фотографии | Журнал Перми | Конкурсы

При использовании материалов указание источника www.art59.ru и гиперссылка на http://www.art59.ru/ обязательны.
Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам.