НОВОСТИ
ВИДЕО
ФОТО
 
Назад | на Главную
Изделия из модельного гипса производства Кунгурской артели имени 18-ой парт конференции
В Кунгуре вырабатывали изделия из гипса более века назад. Простота добычи и дешевизна гипса привели к тому, что в начале ХХ века в городе и его окрестностях открылись небольшие кустарные мастерские, занимающиеся производством гипсовых изделий. Кустари работали со своими семьями в маленьких каморках при свете керосиновой коптилки. Сырьем служил местный камень, который мастера заготавливали и приносили в мешках, затем обжигали дома в русских печах. Продукт обжига мололи дедовским способом с помощью двухпудовой гири и железной плиты.4 При создании гипсовых статуэток, мастера, независимо от места их проживания, ориентировались на потребности городского обывателя. Большая часть изделий скупалась купцами и увозилась в Сибирь.

 После Октябрьской революции 1917 года и гражданской войны кустари организовываются в небольшие артели. Началась новая страница в истории. Страна постепенно поднималась из руин. Налаживалась и мирная жизнь в Кунгуре, испытавшем все ужасы войны. Как вспоминает Н.М. Давыдов: «Правительство разрешило иметь подсобные мастерские, и мы со своей семьей из четырех человек организовали цех по производству гипсовых изделий. Вырабатывали бюсты вождей и писателей, барельеф «Крепи оборону СССР» и другие изделия, которые пользовались большим спросом. Через год мастерская объединяла уже 20 человек.5

 22 июля 1929 года в городе было организовано крупное предприятие, получившее название «Производственная и заготовительная артель инвалидов «Объединение». Артель состояла из нескольких производств – столярного, мебельного, сапожного, швейного, шапочного, чемоданного, бондарного, кондитерского. Выпуском изделий из гипса занимался научно-художественный цех, насчитывающий около 30 рабочих.  

Новый советский быт диктовал новые темы. И вот наряду с затейливо-вычурными гипсовыми изделиями (вазами, домиками, кукольными головками), появляются лаконично-прямолинейные статуэтки, изображающие красноармейцев в длинных шинелях и буденовках, целеустремленно глядящие в даль. Не забывали мастера-литейщики и анималистический жанр с уже ставшими привычными фигурками зайцев с морковками, собачек, кошечек, всевозможных домашних птиц. Эти непритязательные вещи охотно раскупались городскими и сельскими жителями, стремящимися украсить свой быт.

 В 1930-е годы по-прежнему пользовались популярностью у покупателей миловидные черноглазые девочки с кукольными лицами, которые то стояли в манерной позе, наклонив голову и прижав к сердцу руку, то ласково обнимали белоснежных кошечек. Некоторый налет сентиментальности был свойственен и изделиям, создаваемым по моделям профессиональных скульпторов. Так «Детская головка» А.Е. Попова, одновременно работающего и в Кунгурской камнерезной артели, навевает воспоминания о рождественских открытках начала ХХ века с ангелами, томно поднимающих к небу глаза. Мечтательное состояние героини подчеркивалось и пастельными цветами раскраски. Корме статуэток из гипса отливали и пепельницы, украшенные полуфигурами былинных богатырей, красноармейцев и сидящими гномами. Не забывали мастера и о потребностях детей. Для кукол изготавливали гипсовые головки со специальными отверстиями, к которым должно было крепиться туловище, сшитое из ткани.6

 15-20 февраля 1941 году производственная артель «Объединение» была переименована в Кунгурскую артель инвалидов имени ХVIII партконференции. Для размещения артели были выделены здания по улице Октябрьской 28 (сейчас лицей № 1), до революции принадлежавшие крестьянину П.П. Гашеву.

Во время Великой Отечественной войны мастера по-прежнему продолжали выпускать гипсовые сувениры, вырабатывая порой более 300 000 изделий в год. В основном ассортимент состоял из небольших анималистических фигурок – кошечек, собачек, барашков, уточек, петушков, как ласково именовали свои изделия в артели.7 Но уже в 1941 году появляются новые образы – «Пограничник», «Черкес», «Колхозница»., Особенно трудным выдался 1944 год, когда из-за аварии была затоплена обжиговая печь для гипса, поэтому было прекращено изготовление изделий из собственного камня, а пользовались привозным.8

С 1943 года мастерами в артели осваивается выпуск бюстов и барельефов, изображающих партийных и советских деятелей, известных отечественных писателей и поэтов. Одними из первых стали бюсты И. В. Сталина и К.Е. Ворошилова. Как правило, поверхность таких скульптур имеет монохромную раскраску в пределах серо-коричневой гаммы. В коллекции нашего музея это направление представлено бюстами И.В. Сталина, С.М. Кирова, А.С. Пушкина, Н.А. Островского. Кроме них выпускали бюст А.В. Суворова и барельефы В.И. Ленина, И.В. Сталина.

С конца 1940-х годов художественную продукцию артели стали продавать в специализированном киоске, расположенном на перроне железнодорожной станции «Кунгур». Тогда проходящие поезда дальнего следования останавливались на станции на 20-30 минут, поэтому пассажиры и гости города могли приобрести гипсовый сувенир. Заказы на крупные партии поступали из Свердловска, Нижнего Тагила, Челябинска. Кунгурские сувениры с их непосредственностью и жизнерадостностью мироощущения стали популярным атрибутом городского быта советской страны.

В начале 1950-х годов перед мастерами встают вопросы, связанные с обновлением ассортимента гипсовых изделий. Ведь по-прежнему, как и десятилетия назад, в фигурах людей присутствует примитивная раскраска: «розовое лицо, раскрашенное шаблонно с кукольно-мертвым выражением глаз, черные волосы, синяя, красная и желтая одежда (в зависимости от наличия краски)».9 Другая проблема была связана с отсутствием обоснованных расценок на приобретение новых скульптур. При оплате моделей ее стоимость вплотную зависела от размеров: «чем больше величина, тем выше оплата». Отсюда и гигантские размеры «накомодных» скульптур того времени, когда «выпускаются изображения собак и волков чуть ли не в натуральную величину».10 Гигантомания была свойственна и работам, обращающимся к фольклорно-сказочной тематике («Красная шапочка», «Дед Мороз», «Гном», «Мальчик с корзинами»).

В поисках путей решения проблем художники, осознавая отсутствие традиций в кунгурском гипсолитном искусстве, пытались обратиться к произведениям русских художественных промыслов – фарфору и фаянсу, хохломской росписи по дереву. Перед администрацией была поставлена задача – познакомить мастеров с коллекцией советского фарфора в Молотовской художественной галерее.11 Заимствования из фарфорово-фаянсовой пластики ощутимы во многих изделиях, выпускаемых в 1950-60 годы. Это и усложненный силуэт («Балерина» В.П. Щихвинцева, «Туристка» Е.П. Шатировв), и попытка передачи движения («Плясун», «Уральская пляска» Е.П. Шатирова), любовь к мелким деталям («Богатырь» Е.П. Шатирова). Значительная часть таких работ имела однотонную, светлую поверхность, напоминающую фаянс. Некоторые мастера ориентировались на традиции каслинского литья (М.С. Бузин «Ермак»).12

Первое место среди многочисленного ассортимента гипсовых статуэток до 1954 года занимал выпуск анималистических скульптур – всевозможных собачек, кошек, зайцев, петухов, поросят, уток… В 1953 году количество наименований было резко сокращено вдвое (из 85 осталось 43),13 с производства были сняты как раз почти все фигурки животных. Многие изделия, как отмечает художник артели М.Г. Лисунов, были признаны «антихудожественными, псевдореалистическим и безграмотными. В апреле комиссией было оставлено из 50 образцов только 14 художественных изделий. В числе раскритикованных оказались статуэтки «Запорожец» (исторически неверно трактованный образ), «Женщина - мать» (несколько вульгаризированный образ), «Моряк с гармошкой»... А ведь артель имеет двух скульпторов, на совести которых лежит создание новых, идейных, высокохудожественных образцов. Перед народными промыслами поставлена задача – показать нового человека, строящего коммунизм».14

В послевоенные годы в артели формируется круг мастеров и художников, по моделям которых будут выпускаться изделия в 1960-1970-е годы. Это М.Г. Лисунов, З.П. Позднякова, выпускники Московского художественно-промышленного училища им. М.И. Калинина, Е.П. Шатиров, З.Р. Басыров, В.П. Шихвинцев, В.Я. Первушин, В.Н. Некрасов. Многие из них сотрудничали с камнерезной и полуфаянсовыми артелями.

Если рассматривать тематику изделий, выпускаемых мастерами в третьей четверти ХХ века, то можно заметить, что в основе большинства произведений лежит литературный сюжет, зачастую почерпнутый из кинематографа. Еще в 1941 году начинается выпуск крупной фигуры «Старик Гном с трубкой», а в 1947 году появляется «Дед Мороз». Основной пик выпуска скульптур с изображением литературных персонажей приходится на 1950-е годы. С 1951 года начался выпуск скульптурных групп «Красная шапочка», «Дед Мазай»; с 1952 г выпускались «Кот в сапогах», «Конек-Горбунок», «Хозяйка Медной горы», «Запорожец»; с 1954 г. - «Садко», «Гвидон», «Иванушка», «Старик с золотой рыбкой»; с 1955 г. - «Данила-мастер», «Иван-Царевич»; с 1956 г. – знаменитый «Василий Теркин»; с 1958 г. – персонажи русских сказок «Емеля», «Богатырь», «Конек-Горбунок», «Иван-царевич с Жар-птицей», «Иван-царевич с лягушкой», «Аленушка», «Катя»; с 1959 г. - «Иван Бровкин», «Старик Хоттабыч», «Сивка-Бурка», «Царевна-Лягушка»; с 1960 г. - «Малахитовая шкатулка», «Золушка», «На сером волке»; с 1961 г. - «Аленький цветочек», «Ярославна», «Никита Кожемяка», 

На втором месте стоят скульптуры, посвященные жизни советского народа. Популярные первоначально образы пионерок и колхозниц («Колхозница с урожаем», «Ванька с Танькой», «Пионерка», 1941-1945 гг.) и героев войны («Пограничник», «Гармонист», 1941-1945 гг.) дополняются новыми персонажами. Появляются представители многонациональной страны – «Черкес» (1941 г.), «Абиссинец» (1949 г.), «Украинец» (1950 г.), «Узбечка» (1951 г.). Скульптором Ю.А. Нелюбиным в 1960-е годы созданы образы «Строительница», «Доярка», «За водой», «У колонки», «Купальщица»

Много работ с изображением детей и активной молодежи – «Девочка с мальчиком», «Девочка с мячом» (1948 г.), «Мальчик с козленком», «Мальчик на санках» (1951 г.), «Девочка с грибами», «Мальчик со щенком» (1952 г.), «Девочка с книгой», «Школьница» (1953 г.), «Юный охотник» (1956 г.), «Подружки» (1960 г.), «Мечтательница» (1961 г.), «Юный моделист» (1963 г.).  

Тема спорта раскрывается в работах В.Н. Некрасова («Футболист»), В.А. Шихвинцева («Фигуристка», «Баскетболистка»), Е.П. Шатирова («Художественная гимнастика»). 

Встречаются изображения людей творческих профессий – «Матрос» (1951 г.), «Альпинист» (1952 г.), «Баянист», «Балерина» (1954 г.)», «Фигуристка», «Скрипачка» (1955 г.), «Туристка» (1956 г.), «Космонавт» (1970 г.).

Большой популярностью покупателей пользовались литые изделия, изображающие героев сказов П.П. Бажова. В 1946 году на советский экран вышел фильм «Каменный цветок», который неоднократно демонстрировался в Кунгуре в конце 1940-х – начале 1960-х годов. В то время З.П. Поздняковой была создана скульптура «Хозяйка Медной горы», величавая фигура которой напоминает Т.Ф. Макарову, воплотившую на экране образ легендарной владычицы подземных богатств Урала. Эта работа тиражировалась вплоть до начала 1980-х годов, правда ее размеры были несколько уменьшены. Вслед за З.П. Поздняковой к горнозаводским сказам обратились З.Р. Басыров («Катя», 1958 г.), Е.П. Шатиров («Малахитовая шкатулка» 1960 г.), В.А. Шихвинцев («Данила-мастер», 1960 г.).15 

 В 1950-60-е годы одной из главных тем советского искусства была борьба за мир, поэтому часто художники обращаются к событиям Великой Отечественной войны. Это было характерно и для кунгурских мастеров. Художник-фронтовик Е.П. Шатиров, любивший говорить начинающим мастерам: «Все время работай карандашом и рисуй с натуры все, что видишь», обращается к образу Василия Теркина, героя одноименной поэмы А.Т. Твардовского. Защитники отечества изображены в скульптурах «Пограничник» В.А. Шихвинцева, «Матрос с гармошкой» М.Г. Лисунова. 

Создаются работы, посвященные теме праздника советских тружеников - «Плясун» и «Уральская пляска» Е.П. Шатирова, «Уральские частушки», «Матрос с гармошкой» М.Г. Лисунова. Эти скульптуры словно наполнены динамизмом, задором, демонстрируя, что советские люди умеют не только трудиться с полной отдачей сил, но и активно отдыхать. В таких произведениях передана национальная культура, русская песня и танец, а герои одеты в рубашки-косоворотки, сарафаны и платки. 

Особняком среди гипсолитных изделий стоит композиция Труфанова «Лиса и бобер», отличаясь тонкой иронией и критичным отношением к персонажам. Это своеобразная сатира на важного чиновника и его модно одетую жену, выраженная через антропоморфные образы, может быть актуальна и сейчас.

На основании приказа управления местной промышленности № 312 от 06.10.1960 года Кунгурская артель им. XVIII партконференции, которую возглавлял Р.В. Ременников, была переименована в Завод гипсолитных изделий на базе цехов и личного состава рабочих артели.

Федосова Инга Николаевна - искусствовед

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

 
DatsoGallery Multilingual By Datso.fr

 
© 2008 — 2013 WWW.ART59.RU
Галерея | Антиквариат | Новости и события | Выставки | Авторы | Интервью | Фотографии | Журнал Перми | Конкурсы

При использовании материалов указание источника www.art59.ru и гиперссылка на http://www.art59.ru/ обязательны.
Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам.