Современная культура стремится к созданию целостного художественного феномена, соединяя в своей образности самые разнообразные жанры и технологические средства. Одно из самых актуальных форм его существования становится объединение звука и визуального образа, основанного на взаимоотношениях "немого" кинематографа и "живой" звуковой дорожки, непосредственного исполнения музыкальной партитуры фильма синхронно с его визуальной драматургией. Самым значительным событием в этой новой области культуры стало демонстрация в зале Большого театра на экранной проекции фильма Сергея Эйзенштейна "Александр Невский" с живой звуковой дорожкой, исполненной оркестром Большого театра.
Эта форма нового существования авангардной культуры включает в себя особую зрелищность, удвоенную непосредственным звучанием музыки, где естественно встречается эмоциональность кинематографа и драматургическое выявление его внутренней "зримости" оркестром или отдельными исполнителями.
Проект "Живая дорожка" возвращает в современную культуру лучшие образцы классического "немого" кинематографа, органично объединяя их с концертным исполнением современной музыки, специально написанной для этих фильмов.
Проект "Живая дорожка" в новом качестве представляет ранний авангардный кинематограф - "Андалузский пес" (1928) Луиса Бунюэля и "Оставь меня в покое / Emak-Bakia" (1926) Ман Рэя. Оба фильма выявляют особую сюррелистическую реальность, вступая в диалог с подсознанием личности. Важно отметить, что в каждом фильме непосредственно присутствуют представители европейского авангарда – Сальвадор Дали и Ман Рэй. В кинодраматургии фильмов наглядно выявляется переход от идеи дадаизма к сюрреалистической культуре, где чистый абсурд и визуализация подсознания открывают новые формы визуальной образности. Музыка молодых композиторов непосредственно связывает радикальный кинематограф 20-х годов с рефлексивной культурой постмодернизма.
Луис Бунюэль "Андалузский пес", 1928 год, Франция Ман Рэй "Оставь меня в покое" (Emak-Bakia), 1926 год, Франция
В программе: Олег Пайбердин Cantus firmus для виолончели соло и фильма "Оставьте меня в покое" Ман Рэя (1926, Франция) "И тихий ветер говорил со мной" для флейты и саксофона
Эльмир Низамов "Божья коровка села на руку и полетела в небо" для флейты, саксофона и фортепиано
Бруно Мантовани Appel d’air для флейты и фортепиано
Александр Хубеев Carmina urbana для флейты, саксофона и фортепиано
Эдисон Денисов Соната для саксофона и фортепиано
Ярослав Судзиловский sex without sex- for RF для флейты, Ф.Амирова, саксофона, хомуса и якутского ритуального хлыста
Георгий Дорохов Exposition для флейты, саксофона и фортепиано
Виктор Екимовский Музыка к фильму "Андалузский пес" Луиса Бунюэля (1928, Франция)
Исполнители: Ансамбль "Галерея Актуальной Музыки" в составе:
Эдита Фил (флейта) Андрей Кравченко (ксопрано-саксофон) Сергей Асташонок (виолончель) Федор Амиров (фортепиано)
20 ноября 2010 года Музей современного искусства PERMM |