НОВОСТИ
ВИДЕО
ФОТО
 
Назад | на Главную
Категории
Винтажная фотография
(13 изображений)
Современный город
(1 изображение)
Тимофей Коваленко
(15 изображений)
Тимофей Коваленко | art59.ru

Коваленко Тимофей Егорович (1930-2008) принадлежит к поколению художников, которых в профессиональной литературе называют шестидесятниками.
В своем творчестве Коваленко – яркий представитель социалистического реализма. Художник работал во всех жанрах, но, преимущественно, он – мастер большой картины. Жанровые картины на темы промышленного труда, Великой Отечественной войны, портреты тружеников составляют основную часть его творческого наследия. Натюрморты и пейзажи важны в его творчестве, потому что именно в них автор искал формально пластический язык, адекватный времени и его индивидуальности. Пейзажи зрелого периода по своей содержательной емкости нередко не уступают тематической картине.
 По своей внутренней сути Коваленко не был художником, «обслуживающим» советскую идеологию. Официально поощряемую тему труда, как правило, тяжелого, к тому же близкого и понятного ему, он решал обычно в драматических интонациях, а позднее – в трагических. В его работах есть ощущение подлинности.
  Можно говорить о народных основах его мироощущения, наложивших отпечаток на отношение к творчеству, сам характер живописи. Художник ценит надежность и основательность, но более всего – цепкое к жизни упорство, волевое начало в человеке и природе. Мотив противоборства и сопротивления – один из основных во все периоды творчества.
 Коваленко не прельщается изысканным, не стремиться к виртуозности и разнообразию. Ему совершенно чужд показной артистизм. Аскетизм, строгость и собранность его живописных полотен воспринимаются как нравственное состояние мира, противоположное расслабленности и гедонизму. При таком аскетизме – яростная энергия жизни, опровергающая внешнюю угрюмость.
   

Тамара Дмитриевна Шматёнок -искусствовед 

Степан и Елена Колюпановы
(30 изображений)

Степан и Елена Колюпановы | art59.ru


Степан и Елена Колюпановы | art59.ru


Степан и Елена Колюпановы | art59.ru


Степан и Елена Колюпановы | art59.ru


История калюпановской эмали начинается задолго до 1960 г., времени, когда Степан и Елена Калюпановы приехали в Пермь. Сначала Елена Прокопьевна работала только как скульптор, Степан Федорович - как скульптор и живописец. Она любила делать портреты, особенно женские и детские. Он писал натюрморты, лепил в красной глине камерные композиции и портретные фигурки. В 1967 году в Пермской художественной галерее совместно с художником В. Ф. Кузиным прошла их первая отчетная выставка. Она показала творческие индивидуальности каждого. Наиболее плодотворным для обоих художников стало совместное творчество. На отчетной выставке (1967) была представлена их совместная композиция "Лето", выполненная в гипсе. Летом 1967 в Перми проходила выставка "Урал социалистический", на которой экспонировался их рельеф "Вся власть Советам, мир народам, земля крестьянам!". За участие в этой выставке Калюпановы были награждены Почетными грамотами Секретариата Правления Союза художников РСФСР. Общее, что объединяло художников, помогло расти, не стоять на месте - это постоянный творческий поиск, страстное желание найти новые способы самовыражения понимания окружающего мира. Сначала они привнесли цвет в свои скульптуры, затем перешли к совершенно новой для них технике - эмали.


Калюпановы создают искусство декоративное, яркое. Они восхищены красотой окружающего их мира, его гармонией, смотрят на него мудро, по-доброму, чувствуют свою ответственность за землю и жизнь на ней, которые находятся в страшной опасности, могут быть уничтожены. Сюжеты произведений художники берут из сказок, русского и коми-пермяцкого фольклора, былин, античной мифологии, искусства и природы. Большое место в их творчестве занял коми-пермяцкий фольклор, чудские легенды и сказания. Подсказал художникам эти темы пермский поэт Алексей Домнин. В 1977 году в Пермском книжном издательстве вышел поэтический сборник "Белый олень", созданный поэтом по мотивам древних и полузабытых приданий. Под впечатлением, изучив коллекцию произведений пермского звериного стиля в собрании краеведческого музея города Перми, художники исполняли цикл эмалей: "Ярило", "Чудь. Красные идолы", "Семья Мяндаша", "Сватовство Кудым-Оша" и другие... Один из любимых образов - Мяндаш - Человек-Олень, который по преданию является прародителем рода человеческого, добрым защитником людей, давшим пищу, кров, одежду. Древняя коми-пермяцкая легенда отражает заповеди мудрого отношения человека к природе. На пластине-эмали "Семья Мяндаша" (1975) изображены слитые в одно целое олень, женщина и три человеческие фигурки.


Много времени художники посвятили циклу эмалей "Мастера": "Живописец", "Строитель Кижей", "Мастер каменных дел"... В настоящий момент они находятся в Пермской художественной галерее. Одна из лучших эмалей цикла - "Строитель Кижей" (1967) - изображает создателя удивительного 25-главого храма Преображения на Кижском погосте. Тема "Мастер" пронизывает все творчество, появляясь прямо или косвенно в работах художников. В ранних скульптурных произведениях - портреты пермских художников В. Кузина, В. Мальцева; портрет "Лю" в эмали. Позднее - цветные картоны "Посвящение М. Булгакову", "Андрей Рублев", и другие. Тема "Мастера" - мастерства, умельства - тесно связана со сказами П. П. Бажова "Малахитовая шкатулка", с образами талантливых людей из народа, с Уралом, его богатствами, красотой уральских камней. Многие произведения Калюпановых навеяны образами природы: "Заповедники", "Цветы и травы", "Лес поет"... Природа и животные в этих работах одухотворены, они как бы живут, думают, чувствуют, переживают, как и мы - люди. Окружающий мир для Калюпановых - симфония звуков, линий, красок, ритмов, слитых в одно гармоничное целое: реальное, переходящее в сказочное; живое и неживое как единое целое. Многие темы, образы у художников стали любимыми, и они к ним неоднократно возвращаются. Это "Мастер", "Дударик", "Ойпель", "Совушка", "Зимка", "Лесная элегия", "Флора", "Хозяйка медной горы".


Множество работ посетил Ойпель - лесной дух, играющий на свирели: то он задумчивый, то растворяется в вечернем тумане, то превращается в античного фавна, а в декоративном блюде "Соловей и роза" (1978) становится дудариком, играющем на дудочке. В эмалях Калюпановых нашли отражение темы современности, многие события нашей эпохи. Революция, гражданская и Великая Отечественная войны, созидание мирной, счастливой жизни, освоение космоса. Тема Великой Отечественной войны очень важна для творчества художников, они обращались к ней неоднократно в монументальной скульптуре и в станковых композициях из разного материала: шамота, эмали... Пластина-эмаль "Майданек" (1969) возвращает нас к трагическим страницам истории. Майданек - лагерь смерти в Польше. Художники изобразили прекрасные женские тела в огне. Их невозможно представить горсткой пепла. Яркие пламенеющие краски эмали звучат, как набат, протестуя против войны, ее несовместимости с жизнью, красотой человека и природы.


Первая выставка эмалей прошла в Перми в Доме журналиста в 1969 году. отзывы зрителей только подтолкнули художников к новым достижениям, уверенности, что заняты правильным делом. Затем в 1970 году эмали экспонировались в Москве в редакции газеты "Советская культура" и в Центральном Доме литераторов. А теперь о грустном, 1981 году ушла из жизни Елена Прокопьевна, а в 1986 - Степан Федорович. СКЕК - это, собственно, монограмма Степан Калюпанов, Елена Калюпанова, предки. Долгий творческий путь дает нам возможность оценить возрастающие глубину философии и мастерства художников, наблюдать развитие. На протяжении всех этих лет Калюпановы экспериментировали, особенно в эмали. Первые из них были графичными, нередко жесткими, цвет был ярким, локальным, декоративным. Эмали последних лет показывают, насколько усложнилась техника их исполнения и в композиционном, и в колористическом отношении. Особенно хорошо этот переход заметен на втором поколении художников, ведь их достижения в этой области достойны своей главы в этой истории.




АКЕ


Антонида Алексеевна и Евгений Степанович подняли технику эмали до высот живописных полотен. Нежные цветовые растяжки и обволакивающее пространство каждой новой работы все больше раскрывают возможности этого удивительного способа увековечивания образов. Второе поколение начало свой путь в мастерской Калюпановых в 1977 г. Тоня уже работала и училась в мастерской Калюпановых, но Калюпановой ее сделал Евгений Степанович, появившийся вскоре на пороге мастерской. Не о любви этот рассказ (а ведь и здесь есть о чем рассказать), но вскоре на их работах уже можно было встретить подпись АКЕ, а не СКЕК. В этой семье свой стиль, логично отличный от СКЕК.


Работы 90-х приблизили эмаль к своему прорыву, уровень экспрессии, уровень возможностей совершил качественный скачок. Сегодня возможно создать эмаль любого размера с любым количеством прозрачных цветных слоев, это вечная живопись, с неограниченной глубиной для постижения. Однако, кроме эмалей в мастерской появился еще один способ самовыражения - печное дело. АКЕ открыто заявляют: "Мы готовы построить камин с порталом в человеческий рост. Был бы смелый заказчик".


Спасибо Л. Евграфовой за помощь в написании статьи.




Участие в выставках

1961 Выставка произведений художников. Пермь.

1962 Передвижная выставка произведений пермских художников (по промышленным центрам Пермской области).

1964 Областная художественная выставка. Пермь. Зональная выставка "Урал социалистический". Свердловск.

1967 "Областная художественная выставка" "Советское искусство Перми", посвященная 50-летию Великого Октября. Пермь. Групповая выставка. Е. Плюснина, С. Калюпанов, В. Кузин. Пермь. Художественная галерея. Зональная выставка "Урал социалистический". Пермь.

1969 Областная художественная выставка, посвященная 50-летию Комсомола. Пермь. Выставка эмалей Е. И С. Калюпановых. Пермь. Дом журналиста. Зональная выставка "Урал социалистический". Челябинск."

1970 Выставка эмалей. Москва. Редакция газеты "Советская культура".Выставка эмалей. Москва. Центральный Дом литератора.

1971 Выставка эмалей. Ижевск. Республиканский музей изобразительных искусств.

1972 Республиканская выставка "Советская Россия". Москва. Манеж.

1975 Областная выставка пермских художников, посвященная 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Пермь.

1976 Выставка произведений пермских художников, посвященная XXV съезду КПСС. Пермь. Выставка "Художники Перми - родному Прикамью". Пермь.

1983 Выставка "Наш современник в творчестве художников Прикамья" Пермь.

1984 Выставка "Монументальное искусство Прикамья". Пермь.

1985 Областная художественная выставка "40 лет Великой Победы". Пермь.

Александр Зырянов
(9 изображений)

Александр Зырянов | art59.ru
В мастерской


 

 

 Александр Петрович Зырянов – Народный художник Российской Федерации, знаменитый пермский график, мастер линогравюры. Его имя широко известно пермским зрителям на протяжении более чем пяти десятилетий. На протяжении двадцати лет художник создавал серии гравюр, посвященные самым значимым явлениям культуры, существовавшим на территории Пермского края, и вот сегодня сформирован целый альбом: «Пермь в гравюрах А.П.Зырянова. 1962». Это, по сути дела, «Пермский лексикон», такой «татищевский» свод, представляющий все самые яркие знаки и символы нашего города эпохи сорокапятилетней давности. Каждый из этих знаков предстает перед зрителем укрупнено, самостоятельно и самоценно. 

Такую возможность дает автору линогравюра - разновидность высокой печати. Специфические качества линогравюры: лаконизм художественного языка; резкие контрасты чёрного и белого, сочный и живописный штрих, получаемый благодаря мягкости материала; возможность быстро работать, использовать большой размер листа и цветную печать. Эти особенности очень скоро привлекли к себе многих мастеров печатной графики, и расцвет этого вида графического искусства как раз приходится на 60-70-е годы ХХ века. Одним из тех художников, которые составляли славу линогравюры, и стал пермский художник А.П. Зырянов. Участник многих российских и международных выставок (в Германии, Болгарии, Польше, Вьетнаме), Зырянов был одним из самых знаменитых мастеров гравюры еще в 60-е годы. Его произведения сегодня хранятся в ведущих музеях страны, в том числе и в прославленной Государственной Третьяковской галерее. Он работает в технике цветной линогравюры, используя печать с нескольких досок (каждая – для своего цвета). Художник разрабатывает для изображения объекта особый язык, основанный на игре ритмов, плоскостей, вертикалей, которые создает ощущение живого современного города, а не застывшей истории. С помощью резких линий и штрихов, четкой границы черного и белого, укрупнения детали создается образ памятника. Язык графики – казалось бы, жесткий, до плакатности, - помогает выделить главное с помощью лаконичного рисунка, без детализации, без увлечения подробностями. 

Памятники архитектуры старой Перми – это не только воспоминания или пресловутые сравнения «мирно уживающегося старого и нового», как любили писать в советское время, но это, прежде всего, стремление создать целостное композиционное решение. Гравюры А.П. Зырянова – это знаки, символы каждого объекта, а не подробное, «фотографическое» и фактографическое описание каждого дома и улицы. В его произведениях появляются и панорамные виды города – промышленного центра («Панорама города», «Грузовой порт»), и символические, патетически звучащие композиции («Памятник Борцам революции», «Камская ГЭС»), и тут же - лирические зарисовки («Гостиница «Центральная», «Кафе «Космос»). Необычно – даже сегодня – воспринимается гравюра «Памятник В.И.Ленину», в котором сам этот монумент уходит на второй план, а главными персонажами становятся играющие на переднем плане дети, голуби вокруг них, - все это создает впечатление «очарования ушедшей эпохи», говорит о времени и городе, в этом времени существующем. 

Пермь – сегодня крупный российский мегаполис – уже в гравюрах 1962 года предстает как значительный и интересный город, где кипит мощная индустриальная жизнь, и как город, который любим пермяками, наполнен историческими памятниками, и который достоин бережного и любовного отношения к себе.

Альбом, представляемый сегодня, необыкновенно важен: он актуализирует историческое наследие, помогает взглянуть на него глазами современного человека. Он открывает нам новейшую историю города Перми, в том числе художественную историю, представляемую одним из самых известных пермских художников второй половины ХХ века - А.П. Зыряновым.

 

 

 

Zyranow Alexander Petrovich


graphic artist
The national artist of Russian Federation


1928 Was born in Pokrovskoe Sverdlovsk region.
1950 Ended painting college in Swerdlovsk
1956 Surikov`s state institute of art with a specialization «Illustration and decorating of the book»
1960 A member of Russia artist’s union

 

Сидор Лобачев
(Нет изображений)
Ас
Мексиканец (Мексиканская шляпа)
Фотоотчет Арт-Пермь 2009 день 1 (16 января 2009)
(Нет изображений)

Ольга
Фотоотчет Арт-Пермь 2009 день 1 (16 января 2009) Ольга
(57 изображений)
Фотоотчет Арт-Пермь 2009 день 2 (17 января 2009) Серёгин
(Нет изображений)
Фотоотчет Арт-Пермь 2009 день 2 (17 января 2009)
(Нет изображений)

Ольга

Kat Mint

Трушков Евгений

Нажия

Ирина Матвеева

Александра Щипицина
DatsoGallery Multilingual By Datso.fr

 
© 2008 — 2013 WWW.ART59.RU
Галерея | Антиквариат | Новости и события | Выставки | Авторы | Интервью | Фотографии | Журнал Перми | Конкурсы

При использовании материалов указание источника www.art59.ru и гиперссылка на http://www.art59.ru/ обязательны.
Все права на изображения и тексты принадлежат их авторам.